1. Наименование объекта нематериального этнокультурного достояния Калужской области (далее – объект)
Технология изготовления Хлудневской глиняной игрушки
2. Основное изображение, связанное с объектом
3. Номер реестровой записи объекта
1
4. Дата присвоения номера реестровой записи объекта
11 декабря 2024 года
5. Вид объекта (указывается в соответствии со статьей 5 Федерального закона «О нематериальном этнокультурном достоянии Российской Федерации»)
Знания, выраженные в объективной форме, технологии, навыки и формы их представления, связанные с с укладами жизни и традиционными ремёслами, реализующиеся в исторически сложившихся сюжетах и образах и стилистике их воплощения, существующих на определённой территории
6. Этническая принадлежность носителя (носителей) нематериального этнокультурного достояния Калужской области
Русские
7. Языковая принадлежность носителя (носителей) нематериального этнокультурного достояния Калужской области
Русские
8. Конфессиональная принадлежность носителя (носителей) нематериального этнокультурного достояния Калужской области (при наличии)
Православные
9. Наименование места (мест) бытования объекта
Думиничский район Калужской области
10. Населенный пункт (населенные пункты), являющийся (являющиеся) местом (местами) бытования объекта
Деревня Хлуднево, посёлок Думиничи
11. Географические координаты места (мест) бытования объекта
Дер. Хлуднево: 54°04′15″ с. ш. 34°55′53″ в. д., п. Думиничи: 53°55′ с. ш. 35°06′ в. д.
12. Краткое описание объекта
Первые письменные упоминания о хлудневском промысле относятся к середине XIX века. С конца XIX века игрушка развивается в рамках крестьянского пластического примитива. В экспонатах 50-70 годов XX века появляется переход к приёмам скульптуры малых форм. В этот период промысел становится предметом глубокого изучения и коллекционирования. К 90-м годам возрастает эстетическая, познавательная и символическая роль традиционной игрушки. Наиболее распространенными были «свистки» - глиняные фигурки с головками животных и птиц. Отдельно необходимо выделить «Древо жизни». Это особый хлудневский сюжет, не имеющий аналогичной разработки в игрушке других регионов. Трактуется как собирательный образ природы. «Древо жизни» - многофигурная композиция, наполненная цветами, птицами, гнездами, зверями и людьми. В росписи игрушки используют желтый, красный, зеленый и синий цвета, фоном служит светлый цвет обожжённого черепка. На сегодняшний день мастера работают в районном центре – посёлке Думиничи и в городе Калуге. Сложилась целая плеяда ремесленников, бережно развивающих традиции промысла. Хлудневский промысел - это целое мировоззрение, выработанный неповторимый стиль, который сохраняется и развивается для нынешних и будущих поколений.
13. Подробное описание объекта
Технология изготовления Хлудневской глиняной игрушки сложилась в деревне Хлуднево Думиничского района Калужской области, где уже в XIX веке местные мастера изготавливали свистульки и керамические фигуры из глины, добываемой в окрестностях. Впервые о промысле упоминается в «Материалах для географии и статистики России, собранных офицерами генерального штаба», относящихся к 1857 году. Уже в то время в деревне Хлуднево был функционирующий промысел. Для становления и развития подобного ремесленного центра необходимо не менее двух поколений мастеров. Поэтому можно смело говорить о зарождении промысла в конце XVIII - начале XIX века. Исследования по поиску более ранних упоминаний о его бытовании будут продолжены. Хлудневская керамика не только активно продавалась в близлежащих к деревне населённых пунктах и на уездных ярмарках, но и экспонировалась на крупных всероссийских выставках. Об этом свидетельствует Указатель Всероссийской кустарно-промышленной выставки в Санкт-Петербурге 1902 года. По данным Всесоюзной переписи мелкой промышленности 1929 года в деревне Хлуднево из 130 домохозяйств 76 занимались производством керамических изделий.
Технология лепки хлудневской игрушки - полностью рукотворный процесс, в котором прослеживается связь народных традиций и глубины времени. Между руками мастеров и глиной нет посредника-инструмента, который мог бы как-то повлиять на создаваемую игрушку. Фигурка сохраняет в пластике живое движение руки, а на своей поверхности следы пальцев. Веками вырабатывались приемы лепки наиболее рациональных форм, наиболее удачные находки передавались из поколения в поколение.
Исследователь народной культуры искусствовед, научный сотрудник Калужского художественного музея С.И. Личенко отмечала: «… предельно обобщены и примитивны по способу лепки, невелики по размерам, но это не лишает их определенной монументальности, скорее значительности. Фигурки статичны, фронтальны, части тела не расчленены в едином грубовато вылепленном объеме. Такие игрушки специалисты относят к примитивной народной пластике, не в отрицательном смысле неумения и беспомощности, а в плане художественного примитива как особого способа образного воплощения мира, основанного на наивном, непосредственном восприятии окружающей действительности».
Таким образом игрушка долгое время развивалась как аутентичный пластический примитив. Дошедшие до нас редкие образцы, датируемые тридцатыми годами прошлого столетия наглядно говорят об архаичности, обобщенности и простоте исполнения близкой к свистулькам. В экспонатах 60-80-х годов XX века появляется переход к приёмам скульптуры малых форм. В этот период промысел становится предметом глубокого изучения и коллекционирования. О хлудневской игрушке заговорили в искусствоведческих и журналистских кругах, появились публикации в периодической печати, мастера приняли участие во всероссийских выставках. В 1970 году в Москве в Центральном выставочном зале экспонировались игрушки одной из лучших хлудневских мастериц А.Ф. Гавриковой. Они были отмечены почетным дипломом журнала «Декоративное искусство».
Своим расцветом игрушка обязана народным мастерицам: Т. И. Романовой, А. Ф. Гавриковой, Е. Д. Манушечевой, М. В. Самошенковой, Т. И. Бубнёвой, А. Ф. Трифоновой, А. В. Студницкой, К. П. Трифоновой, К. А. Тасенковой, Т. Б. Трифоновой. В глиняной игрушке, изготавливаемой ими, присутствует традиционный набор сюжетов: женская фигура, конь, коза, корова, всадник, олень, медведь. Развитие технологии лепки хлудневской пластики происходит в сторону объёмных фигур и грематух, увеличения их высоты и сложности исполнения. Возникают новые образы – «лодка», расширяется шкала женских фигурок, так называемых хлудневских баб.
Своеобразная эволюция стиля происходит во всех направлениях, поэтому нельзя рассматривать отдельно взятые элементы, как результат сознательных творческих поисков. В 1983 году в альбоме-каталоге «Народные художественные промыслы СССР...» были опубликованы игрушки А. Ф. Трифоновой и К. П. Трифоновой с краткой аннотацией: «С начала XIX века в деревне Хлуднево Калужской области лепили игрушку и продавали на базарах и ярмарках. Современные мастерицы деревни Хлуднево лепят «нянь», «птичниц» и другие фигурки, которые отличает наивная простота, незатейливость росписи, грубоватость лепки».
В 1987 году по инициативе художника М. Никитина и A. H. Фрумкина Комитетом СССР по делам ЮНЕСКО, Союзом художников СССР и РСФСР была организована выставка «Народное гончарство России (сохранившиеся центры и пути возрождения)». Само событие было важным явлением, сыгравшим большую роль в традиционной народной керамике.
К середине 90-х годов ХХ века игрушка утрачивает архаичный стиль, но при этом возрастает её эстетическая, познавательная и символическая роль. Пожалуй, единственной из форм, практически не претерпевших изменений с течением времени, является свистулька. Сделанная быстро и имеющая простой обобщённый характер, она остаётся очень живой, динамичной. Характеризуя пластическое решение хлудневских свистулек, разнообразие в их окраске, Г. М. Блинов писал: «Во всей России, может быть, нет такой интересной, богатой и многоликой по рисунку игрушки, как хлудневская».
Образы хлудневской глиняной игрушки вполне традиционны для средней полосы России - это женская фигура, всадник, медведь, корова и прочее. Важным отличием является знаменитая фигура «Древо жизни». Это особый сюжет, не имеющий аналогичной разработки в игрушке других регионов. На этой пластической основе существует множество вариаций и построений. Образ «древа» трактуется, как собирательный образ природы, дающий жизнь всему живому, это целая народная концепция мироздания, какой её понимают хлудневские умельцы.
На сегодняшний день мастера работают в деревне Хлуднево, в районном центре - посёлке Думиничи и в городе Калуге. Это народный мастер России В. И. Трифонов, его дочь Т. В. Трифонова и его двоюродная сестра И. А. Ахалова (Трифонова), а также А. И. Бубнёв — сын хлудневской мастерицы Т.И. Бубнёвой. Традиции технологии изготовления Хлудневской глиняной игрушки бережно сохраняют народные мастера России А. Г. Заборских, Е. А. Коноплёва, Т. В. Полубинская, В. Б. Востриков и другие.
Знаковым событием в истории промысла стал выход книги коллекционера Александра Быкова – «Глиняная игрушка из деревни Хлуднево». Издание рассказывает об истории и традициях глиняной игрушки, дано описание процесса изготовления, сюжетного ассортимента.
Одним из важных достижений последнего времени стало присвоение исключительного права на географическое указание – «Хлудневская глиняная игрушка». На протяжении полутора лет специалисты учреждений культуры города Калуги, посёлка Думиничи проводили работу по подготовке необходимых документов. 19 апреля 2022 года в Думиничском районном Доме культуры состоялась торжественная презентация и вручение Свидетельства об исключительном праве на Географическое Указание № 282/1 «Хлудневская глиняная игрушка». Документ вручал директор Федерального института промышленной собственности О.П. Неретин. Событие произошло в Год культурного наследия народов России. Регистрация бренда в дальнейшем поможет сохранить промысел и продвинуть на рынки продукцию хлудневских умельцев. Современные мастера, желающие осваивать и развивать технологию изготовления Хлудневской глиняной игрушки должны понимать всю глубину и самобытность художественного опыта, выработанного многими поколениями до них и только творчески осмыслив его, создавать что-то новое.
14. Предметы, связанные с объектом (при наличии)
Предметы, связанные с добычей, переработкой и хранением глины — лопаты, вёдра, инструменты для декорирования изделий (палочки-стеки), оборудование для обжига, краски, кисти.
15. Техники и технологии, связанные с объектом (при наличии)
Техника: Ручная лепка с использованием палочек-стеков для прокалывания отверстий и декорирования. Например, техника лепки Хлудневской фигуры «Барыня» (грематуха) состоит в следующем: берётся необходимое количество глины, разминается и выполняется форма в виде полого конуса высотой около 20 см., к основанию конуса примазывается донышко, на которое помещаются три глиняных шарика размером около 6 мм. Из верхней части конуса формируется голова. Двумя пальцами на голове фигуры посередине слегка выдавливается выступ — нос. Стеком отмечаются глаза и рот. Для кокошника катают колбаску толщиной примерно 1, 5 см. и длиной около 8 см. и примазывают сверху на голову. Острым концом стека наносятся риски на кокошник. Для рук скатывается колбаска толщиной примерно 1,5 см., длиной около 10 см. и делится пополам. Колбаски с одной стороны расплющиваются и примазываются ниже головы, это будут руки. Руки сгибают так, чтобы они соединились на животе. Примазывают руки и стеком отмечают на них пальцы. В нижней части конуса вариативно примазываются колбаски, показывающие границы передника или сарафана. Барыня также может держать в руках людей, животных, растения и предметы быта.
Технология: При добыче глины необходимо снять лопатой верхний сорный слой почвы до слоя чистой глины, сложить в мешок для транспортировки. Подготовка глины к лепке включает замачивание, ручную выборку мелких камешков, разминание ногами в большой неглубокой ёмкости (или небольшого количества глины — руками). Хранение глины осуществляется в темном и прохладном месте. Слепленные фигуры сушат несколько дней в помещении без сквозняков и попадания прямых солнечных лучей, пока всё изделие не станет равномерно светлым. Последующий обжиг проходит в электрических муфельных печах, очень редко используется горн. Остывшую печь открывают и вынимают готовые изделия для росписи. Изделие не расписывается полностью, а только отдельные элементы (перья на крыльях и хвостах птиц, фрагменты очертаний туловища животных и схематические изображения элементов одежды на фигурках людей). Среди самых распространенных графических элементов росписи - параллельные тонкие полоски, ромбы, круги, точки, спирали, знак солнца, стилизованные изображения древа жизни, знак неба. Основные цвета - зеленый, синий, желтый, красный. Раньше мастера применяли для росписи отвары растений, минеральные краски. В настоящее время используют акриловые краски.
16. Способы и формы передачи объекта
Показ практических навыков (технологии) объяснительно-иллюстративным методом. Форма передачи: мастер-классы, выставки, конкурсы, фестивали, лекции, презентации, беседы и творческие встречи с мастерами
17. Сведения о носителе (носителях) нематериального этнокультурного достояния Калужской области
Потомственные мастера промысла: Трифонов Виктор Иванович, народный мастер России, проводит мастер-классы, показы живого ремесла в рамках значимых культурных форумов регионального, Всероссийского и международного уровня. Мастер, проживая в городе Калуге, черпает вдохновение в родном Хлуднево. Секретами семейного мастерства в совершенстве владеет и дочь Виктора Ивановича - Трифонова Татьяна Викторовна, выросшая рядом с известными бабушками — хлудневскими мастерицами Трифоновыми Аграфеной Фёдоровной и Ксенией Прокопьевной.
Двоюродная сестра Трифонова В.И. - Ахалова (Трифонова) Инесса Алексеевна регулярно проводит занятия по лепке хлудневской игрушки в Думиничском районном Доме культуры, активно участвует в мастер-классах, выставках декоративно-прикладного творчества различных уровней.
Продолжают традицию Бубнёв Александр Иванович и Рощина (Бубнёва) Татьяна Ивановна - вспоминая семейный промысел, изготавливают небольшими партиями свистульки и грематухи. Помогает им народный мастер России Заборских Александр Геннадьевич из посёлка Думиничи, обучавшийся приёмам лепки у матери Александра Ивановича и Татьяны Ивановны - Бубнёвой Татьяны Ивановны.
Семья Заборских в составе Александра Геннадьевича, его супруги Татьяны Георгиевны и дочери Евгении Александровны (народный мастер России) в полной мере продолжает хлудневскую традицию. В домашней мастерской рождаются не только хлудневские дерева, барыни и свистульки, но и гончарная посуда. Мастера в своей работе используют местную глину, применяют не только электрический, но и традиционный дровяной обжиг в земляной печи — горне.
Культурный бренд Калужской области — хлудневскую игрушку на крупных культурных форумах с успехом представляют народные мастера России Полубинская Татьяна Валентиновна и Востриков Вадим Борисович. Внимание мастеров более 30 лет сосредоточено на технике и технологии создания хлудневских образов. Красочные дерева - грематухи, барыни, многофигурные композиции, традиционные свистульки и гудухи являются украшением многих выставок, фестивалей, конкурсов, музейных и частных коллекций. Главное условие сохранения традиции поддерживается её преемственностью. Сегодня радует своими творческими успехами, удачными работами дочь Полубинской Т.В. - Полубинская Наталья Сергеевна, перенявшая от мамы особенности лепки хлудневской игрушки.
18. Сведения о хранителе (хранителях) нематериального этнокультурного достояния Калужской области
Государственное бюджетное учреждение Калужской области «Дом народного творчества и кино «Центральный» (ГБУК КО «ДНТиК «Центральный»), г. Калуга, ул. Кирова, 31. Учредитель — министерство культуры и туризма Калужской области. С целью сохранения, популяризации и создания условий для передачи технологии изготовления Хлудневской глиняной игрушки ГБУК КО «ДНТиК «Центральный» проводится целый комплекс мероприятий. Среди них: освещение деятельности мастеров в средствах массовой информации, формирование фонда изделий. Мастерам предоставляются услуги по обеспечению участия в выставочно-ярмарочной деятельности, представительству на фестивалях, выставках-ярмарках, конкурсах и других форумах культуры, от международных до городских. Возможность реализации мастерами своих изделий и проведения мастер-классов, как формы воспроизведения технологии изготовления Хлудневской глиняной игрушки, имеется на различных мероприятиях - от муниципальных и областных (Пушкинский праздник в п. Полотняный Завод Дзержинского района, военно-исторический фестиваль «Великое стояние на реке Угре 1480 года» в с. Дворцы Дзержинского района и другие) до международных и Всероссийских (выставка-ярмарка народных художественных промыслов России «Ладья. Зимняя сказка», художественно-промышленная выставка-форум «Уникальная Россия», выставка – ярмарка народных мастеров, художников и дизайнеров России «РусАртСтиль», Международный фестиваль «Купалье», Республика Беларусь и другие). С 2016 года Домом народного творчества и кино «Центральный» при поддержке Государственного Российского Дома народного творчества им. В. Д. Поленова, министерства культуры и туризма Калужской области проводится Всероссийский фестиваль-конкурс народных ремёсел «Хлудневское древо», в рамках которого также проходят мастер-классы по лепке хлудневской глиняной игрушки.
19. История выявления и фиксации объекта
Первые письменные упоминания найденные, на сегодняшний день относятся к 1857 году. С 1920–х годов упоминается в материалах о деятельности кустарный промышленности Калужской области в связи с работой в деревне Хлуднево артели мастеров. Активные искусствоведческие и краеведческие исследования объекта проводятся с 60-х годов XX века по настоящее время. Фиксация осуществляется посредством этнографического описания, фото-, аудио-, видеофиксации, зарисовок. Параллельно с фиксацией происходит комплектование фондов предметами - овеществленными компонентами данного нематериального объекта. Производится публикация исследований, каталогизация и музеефикация. Осуществляется деятельность по сохранению и включению объекта в современное культурное пространство посредством активизации социокультурной роли его материальных выражений и их интерпретации.
20. Источники информации об объекте
Приведённые ниже, а также многие другие архивные печатные источники, материалы научно-практических конференций, исследования искусствоведов, научно-популярные издания и пр.
- Материалы для географии и статистики, собранные офицерами Генерального штаба. Калужская губерния.Ч.1/Сост. М. Попроцкий. Спб., 1864. Опубликованы материалы за 1857 год.
- Указатель Всероссийской кустарно-промышленной выставке 1902 г. С-Петербург. Типография «В.С. Балашев и К0».
- Блинов Г.М. «География русской глиняной игрушки» // «Наука и жизнь» - 1971. – № 9. С. 97–99.
- Блинов Г.М. Хлудневские сопелки-грематушки. Сказки без слов. Тула, 1974. С. 96-103
- Богуславская И.Я. Русская глиняная игрушка. Л.: Искусство, 1975. – 142 с.
- Народные художественные промыслы СССР. По материалам Всесоюзной выставки, состоявшейся в Москве в 1979 г. М., 1983.
- Народное гончарство России: Сохранившиеся центры. Пути возрождения: Кат. выст. / [Сост. С. Барановская и др.; Вступ. ст. С. Ямщикова] М., Сов. художник, 1987.
- Дубинская, А. Секреты хлудневских потешек // Советская женщина. – 1989. - № 11. С. 28-29.
- Дайн Г.Л. Игрушечных дел мастера: Кн. Для уч-ся. – М.: Просвещение. 1994. – С. 234–260
- Родная старина: Материалы II и III науч.-практ. конф. по проблемам сохранения и развития фольклора /ред. Н. И. Лепихова, сост. В. Г. Пуцко. - Калуга: Фридгельм, 2001. С. 153-159.
- Личенко С.И. Народное искусство Калужского края 19-20 веков: очерки.- Калуга: изд-во «Фридгельм», 2001.
- Мельников Г.П. Хлудневская игрушка // Живая старина. — 2003. — № 2. — С. 27-28.
- Раков В.Н. Родники народного творчества: из истории калужских промыслов. Калуга, 2009. С. 251.
- Быков А.В. Глиняная игрушка из деревни Хлуднево (Калужской области). М., 2013.
- Востриков В.Б. Гончарство Калужского края. Методические материалы. Калуга, 2021. С. 18-29.
21. Современное состояние объекта
Находится в развитии. Сохраняется и поддерживается уникальная, устойчивая художественная система, сложившаяся в ходе истории существования объекта.
22. Авторы (составители) материалов об объекте
Востриков Вадим Борисович, заведующий отделом декоративно-прикладного и изобразительного искусств ГБУК КО «ДНТиК «Центральный», член экспертного совета по народным художественным промыслам министерства культуры и туризма Калужской области, член экспертного совета по оценке объектов нематериального этнокультурного достояния Калужской области.
Завалишина Марина Алексеевна, ведущий специалист отдела декоративно-прикладного и изобразительного искусств ГБУК КО «ДНТиК «Центральный», секретарь экспертного совета министерства культуры и туризма Калужской области по оценке объектов нематериального этнокультурного достояния Калужской области.
23. Реквизиты решения министерства культуры и туризма Калужской области о включении объекта в региональный реестр объектов нематериального этнокультурного достояния Калужской области
24. Реквизиты заключения экспертного совета, на основании которого министерством культуры и туризма Калужской области принято решение о включении объекта в региональный реестр объектов нематериального этнокультурного достояния Калужской области
Протокол № 2 от 08 ноября 2024 г. заседания экспертного совета министерства культуры и туризма Калужской области по оценке объектов нематериального этнокультурного достояния Калужской области.
25. Фото-, аудио- и видеоматериалы, связанные с объектом
26. Иные материалы, связанные с объектом, направленные на популяризацию объекта
-