Поговорим о кино. Белый Бим Чёрное ухо.

     «Домой они возвратились уже затемно, усталые и оба добрые, ласковые друг к другу. Бим, например, не пожелал ночевать на своем лежаке, а стащил оттуда подстилку, приволок её к кровати Ивана Иваныча и улегся рядом с ним, на полу. В этом смысл: его нельзя прогнать на место, потому что «место» он принёс с собой», — пишет Г. Н. Троепольский.

     Друзья, знаете ли вы, какое место занимает в истории кино города Калуги трогательная лирическая киноповесть о судьбе собаки «Белый Бим Чёрное ухо»?  Поговорим об этом.

     Фильм, снятый в «колыбели космонавтики», вышел на экраны в 1977 году. Его посмотрели 23 млн. зрителей. Премьера состоялась в калужском кинотеатре «Космос».

     Многие жители города были задействованы в кадрах экранизации. С гордостью глядя на экраны, вспоминали они об этом. В некоторых семьях даже существует легенда (а может быть, и быль) о том, как старшие родственники тайком подкармливали собаку-актёра и ставили под угрозу чёткий график  съёмочного процесса.

     Интересно проходил «кастинг» на роль Бима. Шотландский сеттер, как в тексте книги родившийся с «браком» (неправильным окрасом) должен был справляться со всеми задачами съёмочной площадки. В итоге в фильме снялись две собаки: главным героем стал английский сеттер Стив, или Стёпка, а его «дублёром» назначен Денди (последнего можно увидеть всего в одной сцене: там, где лапа Бима застревает в железнодорожной стрелке). К слову, именно этому фрагменту стоя аплодировали жители Америки, когда фильм был выдвинут на соискание кинопремии «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке».

     Да, кинокартина снискала небывалый успех не только в России. «Белый Бим…» также получил Главную премию на Международном кинофестивале в Карловых Варах.  Но соотечественники были особенно признательны создателям шедевра. В 1978 году читатели журнала «Советский экран» признали его «Лучшим фильмом года». Режиссёр Станислав Ростоцкий, оператор Вячеслав Шумский и актёр Вячеслав Тихонов были удостоены Ленинской премии.

     Было бы несправедливо промолчать о выдающейся роли  примечательных пейзажей и очертаний старинных зданий города в успехе картины. А это настоящий калейдоскоп видов, которые создают атмосферу и утоляют жажду визуального разнообразия.

     Фильм чрезвычайно «архитектурен». Здесь и симметричные кадры построек XVIII века в стиле классицизма (медучилище, дом Яновского, действующая аптека «на стрелке»). И русское зодчество с элементами барокко XVII века (Палаты Коробовых). И советский коструктивизм кинотеатра «Космос», редакции газеты «Знамя», филармонии (начало 1970-х). И здание железнодорожного вокзала «Калуга-1» в неорусском стиле (конец XIX века)… Все они пишут картину города, который невозможно не узнать и, тем более, забыть! А ещё панорамный вид с крыши гостиницы «Калуга», жёлтый киоск у стадиона «Центрального», витраж магазина на ул. Дарвина, парк культуры и отдыха, пересечение улиц Ленина и Московской, сквер Карпова, каменный виадук, закутки улиц Плеханова, Комарова и Чичерина…

     Они кажутся нам обыкновенными. Мы перестали замечать детали и красоту. Но, может быть, пришло время пересмотреть с детства знакомый фильм и заново влюбиться «в город юности»?