Поговорим о кино. "Взлёт".

Чем ярче судьба исторической личности, тем привлекательнее ее образ как для зрителя, так и для создателей кино.

О Константине Эдуардовиче Циолковском, прожившем в Калуге 43 года, создано 5 художественных кинолент. Две из них- «Человек с планеты Земля» (1959) и «Взлёт» (1979) – историко-биографического жанра. В фильмах «Дорога к звёздам» (1957), «Укрощение огня» (1972), «Королёв» (2007), образ Циолковского показан в эпизодах.

Все фильмы снимались в Калуге и Калужской области, и многие калужане внесли свою лепту в их создание.

Сегодня в рамках нашей рубрики более подробно поговорим о биографическом фильме о К.Э. Циолковском «Взлёт», режиссера Саввы Кулиша. В ролях снимались: Евгений Евтушенко, Лариса Кадочникова, Кирилл Арбузов, Георгий Бурков, Елена Финогеева.

Причину, побудившую обратиться к образу К.Э. Циолковского С.Я. Кулиш выразил в словах: «Меня всегда интересовали крупные человеческие натуры в моменты наивысшего напряжения духа, люди, чья жизнь способна оказывать влияние на судьбы человечества. Константин Эдуардович Циолковский – один из них».

     На главную роль пробовались многие артисты: Р.В. Адомайтис, А.В. Баталов, В.В. Дворжецкий, Э.И. Романов, Ю.Э. Стренга, И.С. Унгуряну. Но свой выбор режиссёр остановил на поэте Е.А. Евтушенко, объясняя это следующим образом: «Поиск актёра на роль Циолковского неизбежно привёл к необходимости пригласить крупную личность, прежде всего могущую осмыслить образ нашего героя». Так в ряду кандидатур возникло имя Евгения Евтушенко.

     Съёмки фильма проходили на улицах Калуги и в Малоярославце, в декорациях, выстроенных за стеной Черноостровского монастыря художником кино В.С. Арониным.

     С.Я. Кулиш и Е.А. Евтушенко, чтобы глубже понять личность главного героя фильма, не раз были посетителями Дома-музея К.Э. Циолковского. Заведующий Домом-музеем, внук учёного А.В. Костин, консультировал режиссёра, давал для ознакомления прижизненные труды К.Э. Циолковского, просматривал сценарий фильма, делая на страницах карандашные пометки. В результате в процессе совершенствования сценария Кулиш «перекроил» его, введя подлинные тексты ученого: «…без малого процентов восемьдесят всего произносимого с экрана – это слова Циолковского». Его закадровый голос звучит на фоне самых разнообразных событий, сопровождаемых звуками и шумами окружающего мира.

     Процесс работы над фильмом и знакомство с работами ученого обогатили духовный мир самих создателей этой кинокартины. Исполнитель главной роли Е.А. Евтушенко в одном из своих интервью говорил: «Я понял, что Циолковский – огромной силы философ. Причём философ-оптимист. Он верил, и указывал человечеству дорогу в будущее. Он сделал что-то такое большое для этого будущего, что человечество до сих пор ещё не до конца осознало. Кстати, сам город очень помогает в съёмках фильма. Ходить по улицам, по которым ходил Циолковский, бывать в доме, где он жил, гулять по парку, в котором он гулял, - все это заставляет проникнуться атмосферой творчества, в которой творил учёный».

     Почти два с половиной года группа работала над фильмом, в результате, по сравнению с другими кинематографическими воплощениями, получился наиболее чётко очерченный образ Циолковского-мыслителя.

     Фильм внес свой вклад в дело художественной разработки биографического жанра и получил Серебряный приз на XI Московском международном кинофестивале в 1979 году.