Реестр объектов нематериального культурного наследия
«Объект нематериального культурного наследия» — это традиция, характерная для конкретного локуса (села или группы населенных пунктов), имеющая свои особенности, уникальность, выделяющие его из других подобных.
Типы объектов НКН
Устное народное творчество
Сказки, Былины
Эпические песни
Эпические сказания
Фольклорная проза
|
Празднично-обрядовая культура
Праздники
Обряды
Ритуалы
Игры
|
Техники и технологии
Традиционные ремесла
Традиционный народный костюм
Хозяйственная деятельность
и бытовая культура
|
Исполнительские искусства
Песенное искусство
Музыкально-инструментальное искусство
Танцевальное искусство
Театральное искусство
(народный театр, народный цирк)
Сказительство
|
Для повышения эффективности данного вида деятельности важно сотрудничество с сельскими, районными и городскими Домами культуры, а также с отделами культуры районов области. На сегодняшний день к совместной работе по сбору и обработке материалов об объектах НКН подключились специалисты различных направлений традиционной культуры из районов области: Жуковского, Козельского, Хвастовичского, Ульяновского и др. Это руководители коллективов, этнографы, сотрудники музеев, директора ДК, заведующие отделами культуры. Благодарим их за сотрудничество и надеемся на дальнейшую интересную и плодотворную совместную работу.
Мы уверены, что в различных уголках нашей области существовали или до сих пор еще продолжают существовать самобытные традиции, достойные внимания для сохранения и дальнейшего распространения.

На Калужской земле существовал обряд: во многих домах женщины, девицы и «молодайки», вышедшие замуж в настоящем году, мастерили куклу или пару в виде «молодки» и «молодого» («масляницы» и «масляника»), что являлось одной из форм прославления брака и служило древним магическим средством усиления плодовитости и людей, и всей окружающей природы. Этих кукол не сжигали, а разбирали в прощеное воскресенье. Обряд изготовления кукол (1 или пары) уходит корнями в дохристианский период и сохранялся до 1930-ых годов 20 века.




По мнению Б. А. Рыбакова, информация о сохранившихся в традиционной календарной обрядности похоронных играх с использованием кукольных артефактах убедительно свидетельствуют о глубочайшей древности происхождения самого ритуала и сложившейся традиции его проведения в данной местности. Воспоминания о подобном обряде мне удалось записать и реконструировать его центральные объекты - двух кукол с основой из растительных материалов с шитьевым комплексом одежды.



Подбужский народный хор, так был назван коллектив в 1969 году, образовался в селе не случайно, ведь жители его пронесли сквозь времени народную память – традиционную народную песенную, обрядовую и бытовую культуру своей деревни.


Колюпановский народный хор — старейший хоровой коллектив Калужской области, который был создан в 1934 году. В 2019 году ему исполнилось 85 лет со Дня образования.
Первым руководителем хора была Клавдия Русина, бывшая участница Государственного народного хора им. М.Е. Пятницкого. Основной костяк коллектива составляли труженики колхоза им. А.В. Суворова.

В 1974 году было присвоено звание «Народный самодеятельный коллектив».
Коллектив основан в 1934 году. Является одним из старейших коллективов Калужской области: в 2021 году ему исполнилось 87 лет.
По путёвке райкома комсомола М. К. Чебуняева пришла работать в село Оболенское Высокиничского района заведующей избой-читальней. Страстная любительница народного пения, она сплотила вокруг себя таких же, как она самородков, передала им свой интерес к песенному творчеству, русскому слову и создала крепкий коллектив из 20 человек.
Изба-читальня стала сельским клубом. Участники хора — жители ближайших деревень (Орехово, Шопино, Колышово, Караулово, Тиньково, Александровка) —пели в хоре целыми семьями. Первый концерт состоялся 1934 году, в день 17-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции. Народные песни в исполнении Оболенского хора звучали в Кремёнках, Высокиничах, Овчинино…
Среди святочных гаданий особое место занимает так называемое «подблюдное» гадание, сопровождаемое короткими (от одной до десяти строк) подблюдными песнями.
Подблюдные песни являлись частью святочных гаданий, исполнялись в период Святок, чаще всего под Старый Новый год (Васильев вечер, 31 декабря по новому стилю, 14 января по старому стилю) или под Крещение. Первое упоминание о подблюдных гаданиях появилось в публикациях конца XIX — начала ХХ веков.
Своими бесценными воспоминаниями об обряде поделились жительницы Хвастовичского района села Нехочи: Федулова Александра Никитьевна, 1914 г.р.; Федулова Прасковья Павловна, 1934 г.р.; Петрушина Надежда Федоровна, 1926 г.р.; Маркелова Ольга Александровна, 1928 г.р.; Орешкина Фёкла Васильевна, 1928 г.р.; Федулова Татьяна Григорьевна, 1931 г.р.; Шарапова Василиса Васильевна, 1918 г.р. Также в тексте прозвучат слова жительниц д. Подбужье Хвастовичского района: Чеботарёва Нина Григорьевна (руководитель народного коллектива), Симоненкова Наталья Демьяновна, Духова Екатерина Михайловна, Власова Анна Ивановна, Духова Татьяна Ивановна, Деревяшкина Евдокия Семёновна, Стенкина Ольга Ефимовна, Бычкова Светлана Михайловна, Брусова Евдокия Ефимовна, Никонова Марфа Митрофановна. Помимо данных информантов, своими воспоминаниями поделились жительницы других районов. К сожалению, их имена утеряны.
Исполнительницы обрядовых песен с.Березичи («казельскай», как говорили жительницы)
Али́мова Дарья Алексеевна 1922 г.р.
Бака́ева Александра Васильевна 1937 г.р.
Деми́дова Анна Ильинична 1922 г.р.
Засо́рина Алесандра Прокофьевна 1926 г.р.
Чехачё́ва Варвара Павловна 17.12.1924 г.р.
Нырко́ва Наталья Сергеевна 1922 г.р.
Золоторё́ва Мария Сергеевна
Обряды весенне-летнего периода охватывают временной интервал от Пасхи до дня Троицы. Обрядовый комплекс включает в себя музыкально-поэтические формы фольклора, имеющие различную жанровую природу и напрямую связанные с несколькими видами хореографического движения (карагоды и игры).
Информант — Екатерина Алексеевна Фадеева.
История названия деревни
Деревня Ягло́во имеет древнее название, которое обозначало несколько слов: «скотина», «задранная медведем», «зарезанная волком». Деревня входила в состав имения села Росва. Имение села принадлежало князю Сергею Дмитриевичу Урусову.
Собиратель песен
Екатерина Алексеевна Фадеева (внучка князя Сергея Дмитриевича Урусова) — Заслуженный врач России, ветеран Великой Отечественной войны, краевед,
родилась 1 октября 1918 года в селе Росва. В самом юном возрасте её увезли в Москву.
Действует на базе Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Детская школа искусств № 2 имени С. С. Туликова», г. Калуга.
Руководитель — Каргополова Марина Леонидовна.
Фольклорный (семейный) ансамбль «Калузя» образован в 1986 году.
Изначально фольклорный коллектив состоял из дуэта Каргополовой Марины Леонидовны и Каргополова Сергея Анатольевича. Со временем состав коллектива расширялся и преобразовывался. У истоков также стояла Елена Павловна Усманова, которая впоследствии стала украшать участников коллектива прекрасными бисерными «репликами» гайтанов, ожере́лков, языков, воротников, созданных по этнографическим образцам района.