Реестр объектов нематериального культурного наследия     

Согласно приказу Министерства культуры Российской Федерации «Об утверждении концепции сохранения и развития нематериального культурного наследия народов РФ на 2009-2015 годы» от 17 декабря 2008 г. N 267 Государственным Российским Домом народного творчества реализуется проект по созданию Федерального Реестра Объектов НКН.
   Домом народного творчества ведется работа по включению в Региональный Каталог объектов нематериального культурного наследия. Для выявления объектов нематериального культурного наследия с целью их сохранения, фиксации и пропаганды (распространения) проводится мониторинг на местах. Впоследствии материалы по наиболее ярким и значимым объектам направляются в Федеральный Реестр.
 
       «Объект нематериального культурного наследия» — это традиция, характерная для конкретного локуса  (села или группы населенных пунктов), имеющая свои особенности, уникальность, выделяющие его из других подобных.
 

Типы объектов НКН

 
Устное народное творчество
 
Сказки, Былины
Эпические песни
Эпические сказания
Фольклорная проза
Празднично-обрядовая культура
 
Праздники
Обряды
Ритуалы
Игры
 
Техники и технологии
 
Традиционные ремесла
Традиционный народный костюм
Хозяйственная деятельность
и бытовая культура
 
 
Исполнительские искусства
 
Песенное искусство
Музыкально-инструментальное искусство
Танцевальное искусство
Театральное искусство
(народный театр, народный цирк)
Сказительство
 
     Одним из важнейших направлений нашей работы является сохранение традиционной культуры и, в частности,  нематериального культурного наследия. Работа над созданием областного реестра объектов НКН — это создание своего рода обобщенной базы данный, в которой будут зафиксированы наиболее яркие и самобытные образцы традиционной культуры. Наличие обобщенного богатого и разнообразного материала позволит не просто сохранить значимые объекты традиционной культуры Калужской области, но и  продуктивно работать в направлении сохранения и популяризации традиционной народной культуры.
     Для повышения эффективности данного вида деятельности важно сотрудничество с сельскими, районными и городскими Домами культуры, а также с отделами культуры районов области. На сегодняшний день к совместной работе по сбору и обработке материалов об объектах НКН подключились специалисты различных направлений традиционной культуры из районов области: Жуковского, Козельского, Хвастовичского, Ульяновского и др. Это руководители коллективов, этнографы, сотрудники музеев,  директора ДК, заведующие отделами культуры. Благодарим их за сотрудничество и надеемся на дальнейшую интересную и плодотворную совместную работу.
     Мы уверены, что в различных уголках нашей области существовали или до сих пор еще продолжают существовать самобытные традиции, достойные внимания для сохранения и дальнейшего распространения.
 
 
1. Свадебный обряд деревни Клюксы Козельского района Калужской области представляет собой многоэтапное обрядовое действие, которое в целом схоже с южнорусским типом свадьбы. Однако при общей схеме и сходных атрибутах, клюксовский обряд имеет локальную специфику, выраженную и в самом обряде, и в наполненности его особыми предметами в периоде до венчания. Такой атрибут как корзина, в которую невеста ставила ноги во время ожидания  жениха и подвенечный головной убор являются уникальными. Ритуалы до венчания представляют собой особую ценность, т.к. имеют архаичные детали и в современности утрачены.
 
 
 
 
 
 

 

2. Масляничные куклы «Гамаюнщины» (22 села Калужского р-на)

    На Калужской земле существовал обряд: во многих домах женщины, девицы и «молодайки», вышедшие замуж в настоящем году, мастерили куклу или пару в виде «молодки» и «молодого» («масляницы» и «масляника»), что являлось одной из форм прославления брака и служило древним магическим средством усиления плодовитости и людей, и всей окружающей природы. Этих кукол не сжигали, а разбирали в прощеное воскресенье. Обряд изготовления кукол (1 или пары) уходит корнями в дохристианский период и сохранялся до 1930-ых годов 20 века.


 

3. Традиционный праздничный женский костюм деревни Клюксы Козельского района Калужской области 
носили замужние женщины в праздничные дни. Комплекс составляли такие компоненты как сарафан, рубаха, фартук, повойник с лентами, налобник. Праздничный костюм замужней женщины д. Клюксы отличался от повседневного наличием повойника с бантовыми складками и лентами, налобника и украшений в виде бус и лент.  В настоящее время отсутствует информация о бытовании повойников такого же покроя, как в д. Клюксы Козельского района Калужской области в других регионах.
 

 

 

 


 

4. Традиционный женский костюм с костоланом Кировского района Калужской области  носили замужние женщины в праздничные дни. Комплекс составляли такие компоненты как сарафан, рубаха, фартук, повойник с лентами, налобник. Праздничный костюм замужней женщины д. Клюксы отличался от повседневного наличием повойника с бантовыми складками и лентами, налобника и украшений в виде бус и лент.  В настоящее время отсутствует информация о бытовании повойников такого же покроя, как в д. Клюксы Козельского района Калужской области в других регионах.

 

 

 


 

5. Хлудневский промысел — традиционный народный промысел Калужской области. Включает в себя направления: гончарное дело, глиняная игрушка. Именно в деревне Хлуднево Думиничского района сложилась уникальная, устойчивая художественная система, имеющая ряд сложившихся отличительных черт. Это выражается в приёмах изготовления глиняной игрушки, в сюжетно-образной составляющей и характере росписи. На сегодняшний день мастера работают в д. Хлуднево, в районном центре - п. Думиничи и в г. Калуге, бережно сохраняя традиции промысла.

 

 


6. Песенная традиция села Подбужье Хвастовичского района Калужской области — это значимое художественное явление в традиционной народной культуре Калужской области. Она отличается неповторимыми узколокальными признаками. Исключительность песенной традиции села Подбужье - в ее уникальности музыкальной структуры, отличной даже от близ лежащих сел, яркости и экспрессивности исполнительской манеры, особенным складом многоголосия, жанрового разнообразия репертуара.

 


 

7. Соломенные фонарики из ржаной соломы, бытовавшие на территории Козельского района Калужской области, были распространены как праздничное украшение домов. Обычай этот существовал предположительно с XIX до середины ХХ в. Соломенные фонарики изготавливали во многих деревнях Козельского района Калужской области, причём в каждой деревне их традиционная форма была своя. Эти фонарики в середине ХХ в. местные жители называли «люстрами».

 

 


8. Свадебный обряд «с курицей» второго дня старообрядческой свадьбы д. Верховье и д. Кривошеино Угодско-Заводской волости (Жуковского района) Калужской области восстановлен на основе рассказов старожилов, которые были свидетелями его бытования  в означенных деревнях вплоть до второй половины 70-х гг. На следующий день после венчания у старообрядцев деревень Верховье и Кривошеино бытовал такой обряд: ряженые шли в дом к тестю и тёще и брали у них со двора курицу,  «рядили» её в венок и платок, бантами крылья подвязывали и несли на двор, где гуляла шумная толпа гостей. С курицей ряженые плясали («трепали» её), представляли «молодой», потом пускали под смех по двору, «чтоб молодая жена плодовитой была».

9. Традиционный крестьянский костюм д.Дуброво Кировского района Калужской области состоит из рубахи, поневы, занавески с рукавами, головного убора (повойника с невысоким украшенным налобником и височными украшениями из бисера - «чванки»*) и покупного платка.
        Способ ношения костюма традиционен, т.е. длинная рубаха из отбеленного домотканого холста с богато украшенным низом (ткачество, вышивка, кружево - «хварботы, хорботы»*) выпускалась поверх надетой на бедра поневы, образуя напуск
«пазуху»; «занавеска» отрезная по линии груди, образует своего рода кокетку (нет плечевых швов), вырез горловины
прямоугольный, верхняя передняя часть занавески собрана в сборку и пришита к кокетке. Рукава широкие с ластовицей, по
низу собираются в сборку и заканчиваются оборкой. Декор занавески по низу, по линии кокетки и горловине – неширокая
атласная лента или тесьма. Понева распашная, орнаментирована почти по всей плоскости.
        Местные особенности: длинная и богато украшенная понева, обувь – лапти с черными онучами и белыми оборами; плясовые песни сопровождались наигрышами на «дудках», играли только женщины.
    Общепринятое название этого инструмента – кувиклы (кугиклы) - разновидность многоствольчатой флейты, изготавливалась преимущественно из стеблей куги (болотного камыша) и состояла из 2 – 5 трубок одинакового диаметра, но разной длины. В д.Дуброво слово кувикла, кувиклы трансформировалось в прозвище, им обзывали легкомысленных женщин.

 

10. Традиционный крестьянский костюм д.Пеневичи Хвастовичского района Калужской области состоит из рубахи, поневы, «занавески», пояса и головного убора («повойник»). Рубаха изготовлена из двух ширин домотканого холста на перегиб с косыми поликами (врезная плечевая вставка трапецевидной формы для увеличения окружности горловины и оформления её в густую сборку); рукава из одной ширины холста с ластовицей («ластуфка», «косячок») у запястья собраны в сборку на узком манжете. Общая ширина украса низа рубахи составляет около 20 см и состоит из нашивных украшений (тесьма, позумент, шелковая лента) и полосы цветной перевити шир.7,5 см и вышивкой в технике «роспись», низ рубахи заканчивается узкой полоской кружева. Длина рубахи от плеча 145 см. Понева распашная изготовлена из трех ширин домотканой шерсти, боковые и нижний срезы поневы обшиты «пояском» (шерстяная тесьма ручного ткачества орнаментированная). Декор поневы полностью подчинен способу ношения (двойной «подтык», «кулек», «петух»). На левую лицевую и правую изнаночную стороны нашиваются прямоугольники из ткани красного цвета, прямоугольники дополнительно декорируются нашивными украшениями. На правой изнаночной стороне к прямоугольнику примыкает треугольник, который тоже украшен рядами тесьмы. Одевается понева следующим образом – опоясываются бедра, закрепляются «гашником» (плетеный шнур), левая пола складывается по верхней границе декора, затем сложенное полотнище крепилось к верху, правая пола отворачивалась на изнанку и также крепилась к верху.
 
Нажмите, чтобы увидеть полное описание
 

11. Фрагмент свадебного обряда «Встреча молодых после венчания» 
 
Записано в 1991 году экспедицией Калужского областного центра народного творчества в д. Пеневичи, Хвастовичского района от участников этнографической группы,  6 чел., 1920-1933-ых годов рождения.
 
     1 эпизод. Односельчане останавливают свадебный поезд недалеко от избы жениха, где будет проходить свадьба. Двое из встречающих высаживают молодых, берут их под руки и ведут на место, отмеченное лежащим на земле половиком. Все действие проходит на фоне плясовой песни "Ой верба верба".
 
 
 
12. Девичий крестьянский костюм, д.Черный Поток, Людиновский район, Калужская область, конец ХIХ – начало ХХ в.в.
     Из коллекции музея Собора Казанской Божией Матери, г. Людиново, поступление от местных жителей деревни Чёрный Поток.
 
     Комплекс девичьего костюма состоит из рубахи домотканого холста, передника – «занавески», пояса ручного ткачества и «загранишного» платка.
 
     Девичий головной убор – это украшенная налобная повязка, которая оставляла верх головы открытым, но с появлением фабричных платков ручной набивки, налобная повязка постепенно заменялась модным платком.
      В данной местности, оригинал девичьего головного убора, к сожалению не сохранился.
 
 
 

13. Девичий крестьянский костюм, д.Черный Поток, Людиновский район, Калужская область, конец ХIХ – начало ХХ в.в.
      Из коллекции музея Собора Казанской Божьей Матери, г.Людиново, поступление от жителей деревни Черный Поток.
 
     Комплекс девичьего крестьянского костюма состоит из рубахи домотканого холста, передника «занавески», пояса ручного ткачества и головного платка из «загранишного ситца».
     Рубаха изготовлена из четырех ширин холста, в плечевой части каждой ширины от боковых срезов вырезаны квадраты 20х20 см для втачки прямых «поликов» цельнокроеных с рукавами из «загранишного ситца» .
 
    Порядок сборки: втачка рукавов в разворот в вырезы, затем оставшиеся ширины холста и верхние части рукавов собираются в густую сборку для оформления горловины, окантовывается разрез переда для застежки и горловина, притачиваются к срезам рукавов ластовицы «ластуфки», сшиваются боковые швы и рукава, к низу рубахи пришивается «подстава переборчатая» (см. схему кроя рубахи).
 
 
Нажмите, чтобы увидеть полное описание
 
 
 

14.  Куклы «Сухонидушка» и «Мокринидушка» в традиционной календарной обрядности Калужского края.
 

     По мнению Б. А. Рыбакова, информация о сохранившихся в традиционной календарной обрядности похоронных играх с использованием кукольных артефактах убедительно свидетельствуют о глубочайшей древности происхождения самого ритуала и сложившейся традиции его проведения в данной местности. Воспоминания о подобном обряде мне удалось записать и реконструировать его центральные объекты - двух кукол с основой из растительных материалов с шитьевым комплексом одежды.

     Место бытования: д. Воткино Хвастовичский район Калужской области.
     Информант: Кузнецова Валентина Ивановна 01.01.1954г/р, урожденная жительницы данной местности.
 
 
Нажмите, чтобы увидеть полное описание
 

 

15. Конструкция и технология изготовления кукол Сухонидушка и Мокринидушка.
 
     Описание конструкции куклы Сухонидушки.
    Основа куклы изготавливалась из очесов льна и льняного волокна. Первой формировалась голова размером с детский кулак, путем простого перегиба волокон и перевязкой льняного пучка посередине и выделением верхней части пучка веревкой. Две одинакового размера руки, изготавливались тоже из льняного волокна, перевязывались внизу и вверху. В верхней перевязке нити оставляли длиннее. По бокам, на уровне плеча, сверху вниз по волокну под перевязь головы поддевали оставленную нарочно перевязку рук: протягивалась и закреплялись. К линии перетяжки головы привязывалось дополнительное волокно и формировалось «грудь» путем последующей подвязки веревочкой волокна по линии талии.
 
Нажмите, чтобы увидеть полное описание
 
 
 

 
16. Женский крестьянский костюм с.Бережки, Кировский район, Калужская область, конец ХIХ – начала ХХ в.в.
 
     Описание данного костюма проведено только по фотографии (1971г., фотоархив КОЦНТ) Бережковского фольклорного ансамбля Кировского района, поэтому характеристика костюма приводится по основным позициям.
     Комплекс состоит из рубахи домотканого холста, поневы, занавески с рукавами, головного убора (повойник с невысоким украшенным налобником, покупной платок с бахромой).
 
Нажмите, чтобы увидеть полное описание
 
 

17.  Песенная традиция с.Подбужье Хвастовичского района Калужской области (сравнительный анализ)
     Подбужский хор, как творческий коллектив, сложился в 1969 году и на протяжении многих лет исполнительницы не только хранили свои традиции, но и сделали их достоянием жизни современников, восхищая своим великолепным исполнением лирических, плясовых и календарных песен с.Подбужье.
     Рассмотрим несколько ярких примеров песенного искусства с.Подбужье. Хвастовичский район, Калужская область.
 
Нажмите, чтобы увидеть полное описание
 

18.  Величальные песни на пропоях в Гамаюнщине
     В Калужском крае в самом начале 20-го века еще оставались несколько групп крестьянских поселений с особыми названиями, кличками. В большинстве случаев само население выделяло эти группы, давая им особые клички. Такой территорией была и Гамаюнщина, в которую входило 17 поселений, расположенных на правом берегу Оки: Ромоданово, Квань, Верховая, Воровая, Покров, Пучково, Чижовка, Шопино, Секиотово, Рождествено, Грачи, Нижняя и Верхняя Вырка, Еловка, Животикино, Колюпаново, Горенская.
 
Нажмите, чтобы увидеть полное описание
 
 

19.  Свадебные песни в песенной традиции с.Подбужье, Хвастовичский район, Калужская область (сравнительный анализ) 
 
«Винная чарочка»
     «Винная чарочка» - свадебная плясовая, звучащая в дорийском миноре (#IV ст.). Лад этот подчеркивается постоянным присутствием этой ступени в верхнем подголоске:
 
 
 
 
 
 
Нажмите, чтобы увидеть полное описание

20.  «Закликание весны» в Калужском крае  
     Обряд «закликание весны» сохранил в себе языческие мотивы заклинания природы и угощения природных сил (обрядовое печенье «жаворонки, птушки, птички»), связанные с земледельческими работами. В большинстве случаев «закликание весны» приходилось  на праздник Сорока севастийских мучеников (22 марта, Сороки), Благовещенье (7 апреля), даже на Сретение (15 февраля). Целью этой работы является помощь специалистам, проводящим в настоящее время этот обряд, знакомство с текстами закличек, собранные известным калужским краеведом М.Е. Шереметьевой в 1927 – 1928 годах в Перемышльском, Козельском, Мещовском, Калужском уездах, статья «Земледельческий обряд – «закликание весны» в Калужском крае», издание Калужского государственного музея, 1930 г.
 
Нажмите, чтобы увидеть полное описание

 
21.  Похороны домашних насекомых и ритуальные формы их изведения в Калужском крае
      К домашним насекомым-паразитам в крестьянской среде условно относятся блохи, клопы, мухи и тараканы. Они обитают в жилище человека, доставляя многие неприятности семье, и поэтому, на протяжении веков, существовали ритуальные действия по изгнанию этих насекомых. Эти обряды имели жесткие временные параметры от дня Симеона Столпника (1/14 сентября) до Покрова (1/14 октября).
 
Нажмите, чтобы увидеть полное описание
 

22.  Сватовство, смотрины дома жениха, Богомоление, запой, девичник, вечеринка (досвадебные обряды в Барятинском районе Калужской области)
 
(по экспедиционным материалам КОЦНТ в 1997 году в Барятинский р-н, информаторы Сычева А.А., 1910 г.р., д. Плота; Лоденкова Е.Т., 1912 г.р., д. Дегонка)
 
Сватовство.
     Поздним вечером свататься идут мать и отец жениха и сам жених, который не заходит сразу в избу, а ждет приглашения. Родители начинают издалека: «Мы охотники, заблудилися, ищем свою белку, красную девку, а следы ведут к вам … Так может не к нам, поищите у соседей… Да искали уже, там нет… Ну так, если к нам, милости просим, поищите свою белку в нашем доме…».  Получив приглашение, сваты входили в дом, присаживались к столу и доставали нехитрую снедь («приветное») – хлеб, соль, сало, четверть водки. Если девушка-невеста находилась в это время дома, то мать отсылала ее куда-либо, т.к. разговор далее начинался более предметный: «У вас дочка – может мы породнимся? А у нас сынок – зайди, чего же ты стесняешься?», парень заходит в избу. Родители приглашают девушку, ставят предполагаемых молодых на одну половицу лицом к друг другу и поочередно спрашивают: сваты жениха – «Ты по нраву берешь?», жених – «По нраву»; родители невесты – «Ты по нраву идешь?», невеста – «По нраву». При полном согласии сторон молодые целуют будущую родню и обговаривается день смотрин дома жениха.
 
Нажмите, чтобы увидеть полное описание

23. Благословение, свадебный поезд, «княжной» стол (1 и 2 день) 
( свадьба в Барятинском районе Калужской области)
( по экспедиционным материалам 1997 года КОЦНТ, информанты: Сычева А.А., 1910 г.р. , д. Плота; Лоденкова Е.Т. 1912 г.р., д. Дегонка)
 
Благословение.    
     Утром в день свадьбы мать, крёстная, подруги умывали и одевали невесту, расчёсывали ей волосы, т.к. под венец она должна ехать с распущенными волосами. Венчальный наряд невесты в этих сёлах состоял из тонкой холщёвой рубахи с «перетыканными» (ручное ткачество) или вышитыми рукавами (украс по рисунку и цвету спокойный, неброский), светлый , практически белый сарафан  в («тёмный, мелкий цветочек»), скромный фартук под грудь, пояс; на голове венок из белых восковых цветов и белое покрывало из очень тонкого холста – «дымка», «кфата». Такой наряд скромный наряд невесты несёт в себе остатки языческих верований, где белый цвет означает смерть, т.е. заканчивается девичья жизнь и начинается новый этап женской доли. Наряженную невесту, не перестающую «голосить», мать и крёстная сажают на лавку, покрытую вывернутым тулупом, и начинают жалеть невесту:
 
Нажмите, чтобы увидеть полное описание

 

24. Этнографическая группа, с. Подбужье, Хвастовичский район
 

     Подбужский народный хор, так был назван коллектив в 1969 году, образовался в селе не случайно, ведь жители его пронесли сквозь времени народную память – традиционную народную песенную, обрядовую и бытовую культуру своей деревни.

     Исполнительницы в яркой местной одежде, перешедшей к ним по наследству от матерей и бабушек, поют свои величальные, обрядовые, хороводные, шуточные. игровые песни о вечном – о Жизни!
 
Нажмите, чтобы увидеть полное описание

25.  Народный коллектив фольклорный ансамбль «Праздник», городской Дворец культуры г. Обнинск.
 
Руководитель – хормейстер, заслуженный работник культуры РФ Кузнецова Ирина Геннадиевна
Звание «народный» коллективу присвоено в 1988 году
 
     С момента образования коллектива в 1982 году фольклорный ансамбль «Праздник» занял особое место в культуре  не только в городе Обнинска, но и всей Калужской области. Основу репертуара ансамбля составляют записи песен и обрядов, собранные в этнографических экспедициях по Калужской области, но иногда на концертах исполняются произведения, записанные в других регионах  России. Бережное отношение к подлинным образцам народного пения помогает сохранить их самобытность и искренность, поэтому каждое выступление коллектива дает зрителям возможность прикоснуться к истинно народной культуре, воочию увидеть традиционные обряды и услышать исконно народные песни. Фольклорный ансамбль «Праздник» под руководством Ирины Геннадиевны является постоянным участником в городских, областных фестивалях и праздниках, неоднократно награждался дипломами лауреата и Гран-при на Межрегиональных, Всероссийских фестивалях фольклора.
 
Нажмите, чтобы увидеть полное описание

26. Народный коллектив ансамбль народной музыки «Играй, рожок!» муниципального бюджетного учреждения «Городской Дворец Культуры», г. Обнинск  
 
          Руководитель – дирижер, Никитин Сергей Иванович
          Год создания коллектива – 1987
          Звание «народный коллектив» присвоено в 1989 году
 
     Ансамбль народной музыки «Играй, рожок!» - один из уникальных коллективов области и города. Молодые ребята обучаются игре на народных инструментах, исполняют истинно народную музыку с огромной любовью. Точно такой же любовью им платят зрители. Этот коллектив известен во всей России, его часто приглашают принять участие в правительственных концертах как в Москве, так и в Калуге.
 
Нажмите, чтобы увидеть полное описание

 

27. Народный фольклорный ансамбль «Роща» Государственного бюджетного учреждения культуры Калужской области «Дом народного творчества и кино «Центральный».

 

      Фольклорный ансамбль «Роща» был создан в 1990 году на базе Калужского областного научно-методического центра народного творчества и культпросветработы (ныне ГБУК КО «Дом народного творчества и кино «Центральный»). В 1996 году коллективу было присвоено звание «Народный самодеятельный коллектив», и все эти годы Ситько Тамара Алекссевна является его бессменным руководителем.
 
     В первые годы репертуар ансамбля «Роща» был основан на песнях, записанных в экспедициях по Ульяновскому, Козельскому, Жиздринскому районам Калужской области. Особый интерес у руководителя и участников вызвал песенный материал хора д. Сорокино, Ульяновского района, известного в 70–80 годах XX века в кругах ведущих фольклористов России.
 
        Естественно, что экспедиционная деятельность коллектива не основывалась только на записях песен, ведь знакомство с живыми носителями традиций даёт возможность узнать основные аспекты традиционной нематериальной и материальной культуры исследуемой местности.
 
    В 2000 году произошла встреча ансамбля «Роща» и Подбужского фольклорного хора (так называют сами себя участницы-жительницы с. Подбужье, Хвастовичского района, сохранившие аутентичную песенную культуру). До сих пор продолжается теплая творческая дружба, ежегодно проводится экспедиционная работа, и до настоящего времени важное место в репертуаре коллектива занимают песни, записанные в этой местности.
 
     В последние годы участники коллектива побывали в Думиничском, Кировском, Людиновском, Куйбышевском, Спас-Деменском, Мосальском районах, где удалось найти и записать прекрасных носителей традиций.
 
     В общей сложности во всех этих районах было исследовано 43 деревни Калужской области.
 
    За время работы руководителем фольклорного ансамбля «Роща» Ситько Т. А. проявила себя высококвалифицированным специалистом, владеющим не только методами и приёмами работы с певцами, но и тонко понимающим традиционную народную культуру Калужского края во всём её многообразии. Ситько Т.А. создала не просто концертирующий певческий коллектив, а ансамбль-лабораторию, в которой ежегодно обновляется репертуар, основанный на произведениях, записанных в этнографических экспедициях в районах области с сохранением вокальных и диалектических особенностей народных исполнителей. Полученные в экспедициях сведения об обрядах, обычаях, народных праздниках так же получают воплощение в сценических действиях ансамбля.
 
      Итогом экспедиционной деятельности  стало издание Калужским областным центром народного творчества (ныне ГБУК КО «Дом народного творчества и кино «Центральный») методических пособий и  нотных сборников, включивших в себя более 100 песен: «Календарные праздники Калужской губернии» выпуски 1, 2, 3; «Кладовая радости земли Калужской» выпуск 1; «Песни села Подбужье»; «Народные песни земли Калужской»; «Кладовая радости земли Калужской» выпуск 2 (последние три сборника — расшифровщик и составитель Ситько Т.А.) на данный момент ещё  150 произведений у неё в работе.
 
     Фольклорный ансамбль «Роща» со Дня основания и по сей день остаётся поистине любительским коллективом: профессиональное образование есть только у руководителя Т.А. Ситько и концертмейстера, заслуженного работника культуры РФ Г. Н. Журавлёва.  Сейчас в коллективе поют 3 банковских работника, 2 учителя, 2 медицинских работника, 5 служащих (о троих из них хочется сказать особенно).  Ирина Шибаева и Татьяна Ёлкина — истинные приверженцы и ценители традиционной калужской песни, участницы коллектива с 1990 года.
 
     Концертная деятельность очень важна для любого творческого коллектива, потому что это возможность реализовать своё творчество и познакомить любую зрительскую аудиторию со своими корнями: музыкой, песнями, костюмами, а также обменяться опытом с другими творческими коллективами.
Творчество фольклорного ансамбля "Роща" востребовано как в Калужской области, так и за её пределами. Это коллектив, знакомящий зрителей с народными калужскими песнями.
 
     Ансамбль побывал на фестивалях в Москве, Подольске, Сергиевом Посаде, Санкт-Петербурге, Волгограде, Великом Новгороде, Туле, Курске и других городах России, Витебске (Беларусь), Ровно, Харьков (Украина), а также в Тунисе на Международном фестивале «Сахара» в городе Дузе.
 
   Руководителя коллектива, Ситько Тамару Алексеевну, отличает стремление к постоянному совершенствованию. Она регулярно повышает свой профессиональный уровень на семинарах и курсах различных уровней, одновременно она сама передаёт опыт и является преподавателем на мастер-классах, семинарах, творческих лабораториях, проводимых нашей организацией. Ситько Т. А. — постоянный член жюри певческих фестивалей-конкурсов в Калужской области и в других регионах России.
 
     За годы работы Т.А. Ситько неоднократно награждалась почётными грамотами Министерства культуры и Губернатора Калужской области: в 1993 году награждена знаком «Отличник народного просвещения Российской Федерации», в 2005 году ей присвоено звание «Заслуженный работник культуры Российской Федерации», в 2016 году — лауреат премии Правительства Российской Федерации «Душа России — 2016».
 
 
1."Ой, да кто не был братцы за Дунаем", лирическая, д. Подъбужье, Хвастовичский р-он, Калужская область;
2. "На улице гусли гудут", плясовая, д. Подъбужье, Хвастовичский р-он, Калужской области
 
28. Народный самодеятельный коллектив фольклорный ансамбль «Млада» муниципального бюджетного учреждения культуры «Сосенский городской культурно-досуговый центр «Прометей» 
 
        Руководитель Чичикина Наталья Николаевна
 
   Фольклорный ансамбль «Млада» образован в 1990 году. В 1993 году коллективу присвоено звание «Народный самодеятельный коллектив».
     Основные направления работы коллектива — сохранение песенной традиции Козельского района и Калужской области, популяризация народной песни, лучших её образцов. Формы деятельности — концертная и организационно-творческая.
       В репертуаре фольклорного ансамбля «Млада» этнографические песни Козельского района, а также песни в музыкальной аранжировке, популярные народные и авторские. 
     Количество участников — 7 человек в возрасте от 30 лет. В 2015 году, к 25-летию коллектива, ансамбль записал диск с этнографическими песнями Козельского района, а также популярными народными и авторскими песнями. В 2016 году в качестве творческого эксперимента коллектив работал с моло-дёжными музыкальными группами «Ладушка» (фолк-металл) и «Терра Стикс» (рок). В результате в репертуаре ансамбля «Млада» появились 2 новые компо-зиции, интересные молодёжной аудитории.
   
        По инициативе ансамбля и при непосредственном его участии с 1992 года каждый год в день празднования Троицы Пятидесятницы в городе широко проходит народное гуляние «Зелёные Святки на Троицу» с хороводами, яичницей на сале, качелями, завиванием берёзки, обрядами вождения Куста и девичьим кумлением. В 2004 году по результатам экспедиционных работ ансамбля (в период 1990–2000 гг.) по деревням и сёлам Козельского района выпущена книга «Народный быт, ремёсла и фольклор Козельского района». В 2004 году Чичикиной Н.Н., руководителю ансамбля, присуждён Грант Президента РФ для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства на научные исследования по теме «Самобытная культура деревень и сёл Козельского района Калужской области конца XIX–начала XX века». В 2005 году на средства Гранта выпущен песенный сборник «Полоса моя, полосушка», в который вошли тексты и ноты песен, собранных в экспеди-циях. Составитель сборника — руководитель ансамбля Чичикина Н.Н. 
 

         За свою историю ансамблю посчастливилось быть участником и лауреатом Всероссийского фестиваля народного творчества «Поёт село родное» в Курске и Ставрополе, Международного фестиваля молодёжных фольклорных коллективов «Красная Горка» в Брянске, Межрегионального фестиваля народного творчества им. А.П. Мистюкова «Ты, Россия, и сердце, и песня моя» в Липецке, получить специальный диплом «За сохранение и развитие местных традиций» Международного открытого фестиваля «Голоса Традиций» в Темрюке. В 2008 году ансамбль принял участие во Всероссийском фестивале-марафоне «Песни России» в Калужской области (автор проекта — народная артистка России Надежда Бабкина). В 2019 году коллектив принял участие и стал лауреатом Всероссийского фестиваля-конкурса «Тульский заиграй».

 
 
1. "Подкашёна подвалёна", д. Алешня, Козельский р-он, Калужская область;
2. "Иван-сударь жениться", д. Клюксы, Козельский р-он, Калужская область;
3. "Как задумала Параня по воду ходить", Белгородская область;
4. "Все вы кумушки домой", Рязанская область.

29. Заслуженный коллектив народного творчества РФ ансамбль народной песни «Раздолье»
(МКУК «Культурно-досуговый центр», городское поселение «Посёлок Товарково», Дзержинский район, Калужская область).
 
      Ансамбль народной песни «Раздолье» был создан в 1978 году по инициативе Владимира Николаевича Токарева, бессменным руководителем которого он является по сей день.
 
     За первые десятилетия существования коллектив провёл концертную деятельность по всей Калужской области, выступая на больших и малых концертных площадках. За активную работу, высокий идейно-художественный уровень репертуара и исполнительского мастерства ансамблю «Раздолье» в 1990 году было присвоено звание «Народный самодеятельный коллектив».   
 
    Владимир Николаевич не раз подтверждал данное ему почётное звание «Заслуженный работник культуры РФ». Обладая прекрасными музыкальными данными, он успешно занимается и с солистами ансамбля. Хорошо зная специфику русской песни, имея колоссальный опыт работы в данном музыкальном направлении, Токарев В.Н. сумел поднять исполнительский уровень коллектива на качественно новую ступень. Руководитель и участники коллектива ставят перед собой важную задачу — популяризовать русскую народную песню как значительную составляющую национального фольклора. Состав ансамбля смешанный. В репертуаре преобладают народные песни средней и южной полосы России, преимущественно в оригинальных обработках Владимира Николаевича.
 
     Мастерство коллектива и солистов было отмечено высоким званием «Лауреат» на всероссийских конкурсах, а также на межрегиональных конкурсах в Липецке, Белгороде, Иваново, Рыбинске, Севске, Саратове, Йошкар-Оле, Брянске, Нижнем Новгороде, Туле, Москве и Санкт-Петербурге. С успехом проходили гастроли ансамбля «Раздолье» в Витебске (р. Беларусь), Италии, Швейцарии, Германии.
 
     Почётное звание «Заслуженный коллектив народного творчества Российской Федерации» ансамблю народной песни «Раздолье» было присвоено в 2018 году.
 
   Творческий поиск — это естественное и постоянное направление деятельности коллектива. Искренность исполнения, подлинность звучания русских народных песен, бережность и любовь в обращении с народным музыкальном наследием — качества, присущие ансамблю «Раздолье» под руководством Заслуженного работника культуры РФ Владимира Токарева.   
 


30. Народный самодеятельный коллектив Дешовский народный хор
(дер. Дешовки, Козельский район, Калужская область).
 
      Руководитель Заслуженный работник культуры РФ Фаронова Ирина Александровна.
      Звание «Народный самодеятельный коллектив» ему было присвоено в1954 году.
 
       В 2021 году исполняется 90 лет Дешовскому народному хору.
 
 
      Дешовский народный хор считается старейшим в Калужской области. Ещё в 30-ых годах прошлого века Владимир Семёнович Вагин, учитель из г. Козельска, обратил внимание на особую певческую манеру жителей деревни. Плотный грудной звук, звонкость и многогранность тембров не могли остаться незамеченными.
 
      Исполнительская особенность участников коллектива не ограничивается пределами сцены. Зайдя в любой дом, можно услышать уникальные вокальные интонации и приёмы. Так поют и дети, и взрослые. Так, без преувеличения, из поколения в поколение передаётся вокальная традиция жителей этой деревни.
 
      С 1931 года по инициативе учителя начал складываться певческий коллектив хора. Со временем его участники влились в Межколхозный хор Козельского района под руководством В.С. Вагина. И, благодаря кропотливой работе Владимира Семёновича, ещё тогда к коллективу пришла залуженная известность.
 
    Шло время. Предвоенные, годы Великой Отечественной войны, послевоенный период и далее… Менялись руководители и участники, а Дешовский народный хор радовал слушателей своим самобытным творчеством. Но в чём его особенность и секрет достижений?
 
    Всё просто: основа репертуара хора и по сей день — это местные песни села Дешовки. К примеру, знаменитой запевной хороводной песней «Гуси» начинаются все выступления коллектива. Природная музыкальность исполнителей, ярко выраженная манера пения, любовь к народной песне со временем привели хор к широкой известности не только в Калужской области, но и за её пределами, а также за рубежом.
 
     Как отмечается, на протяжении существования хора главным его богатством были замечательные люди, искренне влюблённые в народную песню. С января 1977 года бессменным руководителем коллектива стала Ирина Александровна Фаронова.
 
      В течение всех этих долгих лет хор не только успешно продолжает свою деятельность, но и развивая, увеличивая свой творческий потенциал, передаёт следующему поколению красоту старинной русской песни, очарование напевов наших бабушек и прабабушек.
 
    Дешовский народный хор является визитной карточкой не только Козельского района, но и Калужской области. Достойно представляя наш край на конкурсах, фестивалях и концертах, коллектив получает заслуженные награды: дипломы победителя районных, областных, межрегиональных, всероссийских, а также международных творческих состязаний.
 

31. Народный самодеятельный коллектив Колюпановский народный хор
(Колюпановский СДКЦ, дер. Колюпаново, городской округ г. Калуги, Калужская область)
 
     Музыкальный руководитель — Заслуженный работник культуры РФ Троценко Евгений Викторович.

     Колюпановский народный хор — старейший хоровой коллектив Калужской области, который был создан в 1934 году. В 2019 году ему исполнилось 85 лет со Дня образования.

   Первым руководителем хора была Клавдия Русина, бывшая участница Государственного народного хора им. М.Е. Пятницкого. Основной костяк коллектива составляли труженики колхоза им. А.В. Суворова.
 
   По воспоминаниям участников, в довоенные годы коллектив устраивал концерты для жителей близлежащих сёл и деревень, причём добираясь до них пешим ходом.
 
    В годы Великой Отечественной войны, после освобождения Калужского края от немецко-фашистских захватчиков, артисты хора были желанными гостями госпиталей, выступая перед раненными воинами.
 
   Когда настали мирные времена, хор продолжил свою работу, принося радость зрителям. Очень плодотворным можно назвать период 60–70-х годов XX века. Коллектив становился лауреатом Всероссийского фестиваля самодеятельного народного творчества в г. Ленинграде. В это время коллективу было присвоено звание «Народный самодеятельный коллектив».

     В 80-е годы коллективом руководила А.Л. Самохина, очень грамотный и чуткий специалист. Антонина Лаврентьевна всей душой радела за хор, старалась поддерживать его в постоянном рабочем состоянии.
 
    В 90-е годы коллективом руководил Жуков Александр Михайлович, с которым народный хор добился значительных успехов, участвуя в фестивалях и конкурсах областного и всероссийского уровней. В это время коллектив неоднократно становился лауреатом и дипломантом различных музыкальных форумов и выступал с концертами в городах и сёлах Калужской области, в Суздале, Иваново и других местах.

    С начала 2000-х хором руководила Заслуженный работник культуры РФ Лепихова Наталья Ивановна. В это время, с середины 90-х годов, хор непременно получал звание «Лауреат» областного фестиваля «Поёт село родное» и был участником всероссийского фестиваля «Поёт село родное» в г. Брянске (дважды), Смоленске и Обнинске.

  Новое звучание Колюпановский народный хор получил, когда при нём возникла аккомпанирующая инструментальная группа «Артель». В репертуаре появились сложные крупные музыкальные произведения.

  С начала 2000-х происходит постепенное омоложение состава. В коллектив влились участники молодёжных вокальных составов, работающих при Колюпановском СКДЦ. Звучание хора приобрело новые краски, свежесть и неповторимость звучания молодых женских голосов.

   Нынешний руководитель коллектива Троценко Евгений Викторович очень тщательно относится к подбору репертуара, к распределению участников по голосам внутри хорового коллектива.

   В 2019 году коллектив отметил своё 85-летие и подтвердил звание «Народный самодеятельный коллектив». Женский состав хора был участником IX Всемирных хоровых игр в г. Сочи в 2016 году и был удостоен серебряного диплома.
 
    Сейчас в хоре сформирована мужская вокальная группа; коллектив пополняется молодёжью, поэтому хор звучит обновлённо и «свежо».
 
   Основу репертуара творческого коллектива по-прежнему составляют русские народные песни и авторские произведения народного плана. Хор регулярно выступает перед жителями д. Колюпаново и г. Калуги, принимает активное участие во всех праздничных мероприятиях города и области.

 


32. Кудиновский народный хор
(Кудиновский сельский Дом культуры, сел. Кудиново, Малоярославецкий район, Калужская область)
 
     Руководитель — Надежда Николаевна Копанцова; концертмейстер — Владимир Николаевич Воронин.
 
     Звание «Народный самодеятельный коллектив» было присуждено Кудиновскому народному хору в 1970 году.
 
         В 2020 году хору исполнилось 50 лет.
     У этой серьёзной даты есть своя примечательная предыстория, связанная с совхозом «Госплемзавод», который объединял четыре поселения (Юрьевское, Игнатьевское, Синяково, Лукьяново) с центральной усадьбой в селе Кудиново Малоярославецкого района.
 
   В конце 1959 года два работника Кудиновского сельского Дома культуры Марина Матвейчук и Софья Мельникова в сельском клубе деревни Юрьевское собрали любителей народной песни в хоровую группу из местных жителей. И началась работа: три раза в неделю певуньи приходили на репетиции и занимались под руководством Марины Матвейчук и под аккомпанемент Софьи Мельниковой. Шло время, и хоровая группа стала участвовать в мероприятиях Малоярославецкого района.
 
  В 1966 году базой для Юрьевской хоровой группы стал Кудиновский сельский Дом культуры, улучшились условия, и увеличилось число участников коллектива. В 1970 году на Всероссийском фестивале народного творчества в городе Воронеже теперь уже Кудиновский народный хор получил признание исполнительского мастерства и заслуженную победу — звание «Лауреат».
 
   В том же году коллективу было присвоено звание «Народный самодеятельный коллектив». Этот год и стали считать годом основания коллектива, хотя можно прибавить к 50 годам предыдущие 10 лет.
 
   В настоящее время хор объединяет людей разных профессий и социальных статусов: служащих, учителей, продавцов, работников культуры, пенсионеров и домохозяек. Самое почётное место в коллективе занимают старейшие певуньи, которые поют в хоре более 45 лет.
 
  С 1977 года народным коллективом бессменно руководит Надежда Николаевна Копанцова, выпускница Калужского музыкального училища. Вместе с талантливым концертмейстером Владимиром Николаевичем Ворониным они добиваются больших творческих успехов. Репертуар хора разнообразен. Это и лирические, хороводные, посиделочные, частушки, авторские песни в народном жанре. Исполнение любой из песен построено на многоголосии.
 
  Хоровое звучание русских народных песен часто сопровождается яркими хороводами и плясками старшей группы хореографического ансамбля «Надежда» Кудиновского СДК.
 
  Высокое качество исполнения всегда отличало Кудиновский народный хор, поэтому на областных и всероссийских фестивалях-конкурсах коллектив неоднократно был награждён дипломами лауреата. Коллектив любят не только зрители в своём районе, но он известен в городах и районных центрах Калужской области. Кудиновский народный хор с большой радостью делится своим искусством со зрителями. Именно они, певцы-любители, увлечённые
искусством былых поколений, делают огромное дело — свято хранят прекрасную русскую песню.
 

33. Народный самодеятельный коллектив Обуховский народный хор
(МБУК «Культурно-досуговое объединение», г. Калуга)
 
      Руководитель — Капралова Мария Юрьевна, концертмейстер — Захаров Евгений Николаевич. Хоровой коллектив создан в 1937 году.
Обуховский народный хор — старейший коллектив Калужской области. В 2022 году ему исполнится 85 лет.  Ещё в тот далёкий 37-й год XX века руководителем хора Тихоновым Петром Петровичем (1937–1941 гг.) были заложены творческие основы коллективного пения: сохранение песенных традиций Калужской области и местного фольклора. В послевоенный период (1945–1948 гг.) коллективом руководили Лысенко Илья Акимович и Усачёв Василий Сергеевич. С 1950 года — Баранов Николай Николаевич.
 
       В 1975 году на заключительном Областном смотре художественной самодеятельности в посёлке Ферзиково Обуховскому хору, руководителем которого в тот момент был Волков Иван Ефимович, присвоено звание «Народный самодеятельный коллектив». Это звание было подтверждено не единожды, коллектив носит его по сей день.
 
       Неоднократно менялись руководители коллектива, но у хора всегда было своё узнаваемое «лицо», русская классическая хоровая манера исполнения. Более 30 лет с хором работали заслуженный работник культуры Калужской области Барулина Лариса Александровна и концертмейстер Барулин Юрий Васильевич. В настоящее время хором руководит Капралова Мария Юрьевна, концертмейстер — Захаров Евгений Николаевич. Квалифицированные специалисты, преданные культуре народного пения, прививают эти качества всем своим хористам.
 
       Обуховский народный хор — активный участник многих культурных событий, происходящих в Калуге и в Калужской области. Неоднократно коллектив принимал участие в различных конкурсах, фестивалях, смотрах, где занимал призовые места. 
 
      На данный момент в коллективе занимаются 16 человек в возрасте от 16 до 64 лет.  Это педагоги дополнительного образования, работники связи, учащиеся и педагоги средней общеобразовательной школы №47 города Калуги, пенсионеры и служащие.
 
      В репертуаре Обуховского народного хора можно услышать русские народные песни разных регионов России. Большое место занимают обрядовые песни Калужской области: святочные, троицкие, свадебные, масленичные и т. д. 
 
Обуховский народный хор является активным участником таких городских праздников, как Рождество, Масленица и День Победы. Тепло встречают коллектив в Калужском доме-интернате для престарелых и инвалидов. Обуховский народный хор приглашают для выступления на городские концертные площадки: «ЦПК и О», «Гостиный двор», «Губернский парк» микрорайона Правобережья, «Инновационный культурный центр». 
 
        Коллектив неоднократно принимал участие в городском проекте Управления культуры г. Калуга «Музыка в старом парке», выступал перед ветеранами в филиалах ЦБС № 5 и 11 г. Калуги.
 
       Обуховский народный хор является постоянным участником Областного (в рамках Всероссийского) фестиваля-конкурса народных хоров и ансамблей народной песни «Поёт село родное» и неоднократным обладателем звания «Лауреат» I и II степеней (2012 г.; 2014 г.; 2016 г.; 2018 г.; 2020 г. (онлайн)).
Ежегодно коллектив принимает участие в Открытом фестивале народного самодеятельного творчества «Россия в песнях вся» и Открытом фестивале народных хоров и ансамблей народной песни «Родные напевы». 

       В 2018 году коллектив был отмечен благодарственным письмом за участие в Областном фестивале «Калужские карагоды» в п. Бабынино и дипломом Всероссийского хорового общества за участие в фестивале.
 
       У Обуховского народного хора есть коллектив-спутник — детский фольклорный ансамбль «Забава», который вместе с участниками хора выступает за популяризацию народной песни Калужского края.
 
       Несмотря на солидный возраст коллектива, Обуховский народный хор можно назвать гармоничным творческим союзом участников, руководителей и почитателей русской народной песни.
 

34. Народный самодеятельный коллектив Оболенский народный хор 
(село Высокиничи, Жуковский район, Калужская область, руководитель — Александр Гришин)
 

В 1974 году было присвоено звание «Народный самодеятельный коллектив».
Коллектив основан в 1934 году. Является одним из старейших коллективов Калужской области: в 2021 году ему исполнилось 87 лет.

По путёвке райкома комсомола М. К. Чебуняева пришла работать в село Оболенское Высокиничского района заведующей избой-читальней. Страстная любительница народного пения, она сплотила вокруг себя таких же, как она самородков, передала им свой интерес к песенному творчеству, русскому слову и создала крепкий коллектив из 20 человек.

 Изба-читальня стала сельским клубом. Участники хора — жители ближайших деревень (Орехово, Шопино, Колышово, Караулово, Тиньково, Александровка) —пели в хоре целыми семьями. Первый концерт состоялся 1934 году, в день 17-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции. Народные песни в исполнении Оболенского хора звучали в Кремёнках, Высокиничах, Овчинино… 

Оборвавшая мирную жизнь Великая Отечественная война не сломила боевого духа участниц хора. В репертуар вошли известные патриотические песни: «Священная война», «Там, вдали за рекой», «На коне вороном» и многие другие.

 После войны репертуар пополнился обрядовыми и величальными песнями, частушками, новыми авторскими песнями. Хор приглашали на свадьбы, проводы призывников в армию, праздники урожая. Артисты активно посещали полевые станы, мехмастерские, давая концерты колхозникам прямо с колёс. Наградой за творческий труд в районных и областных смотрах художественной самодеятельности стали призовые места и грамоты, а также искренняя любовь зрителей.

  После ликвидации сельского клуба в селе Оболенское певческий коллектив перевели в село Высокиничи. Название оставили прежним.
В 1974 году Оболенский хор получил высокое звание «Народный самодеятельный коллектив».  В истории хора было немало интересных случаев и творческих поездок.

 Однажды, выступая в Доме творчества г. Калуги, наши певуньи встретились с балетмейстером Государственного хора имени Пятницкого Татьяной Устиновой. Народная артистка СССР отметила репертуар оболенцев, его удачное сочетание с народными костюмами и подарила Марии Кузьминичне книгу с текстами старинных песен.

  В 1989 году во время поездки в Калугу на заключительный концерт
III Всесоюзного фестиваля народного творчества до областного центра коллектив не доехал километров 15: сломался автобус. Инспекторы ГАИ отправили участников до Калуги на попутных машинах. Последним рейсом на их служебном автомобиле вокальный ансамбль доехал, распевая песни. Обратная дорога до Обнинска на электричке стала для пассажиров-соседей бесплатным концертом.

  В 2004 году Оболенский народный хор отметил 70-летие, а создатель и первый руководитель коллектива Мария Чебуняева — своё 90-летие. В памяти земляков она осталась навсегда влюблённой в народную песню и преданной любимому делу активисткой. Зинаида Курбанова вспоминает: «…До 88 лет Мария Кузьминична продолжала работать. Всегда весёлая, подвижная, заботливая… Бывало, едем куда-то выступать, так она наберёт полный чемодан всякой снеди… А уж если репетиция, то по 2–3 раза обежит каждого, напомнит, чтобы обязательно приходили. Всю свою пенсию тратила на любимое дело».

  На протяжении существования хора им управляли Сергей Попелухо, Галина Хаджиогло, Владимир Мещеряков. В настоящее время хором руководит Александр Гришин. Численность коллектива составляет 14 человек. Возраст участников — от 30 до 78 лет. Основной контингент — это ветераны труда, люди пенсионного возраста, которые, несмотря на свои годы, сохраняют активную жизненную позицию.  В хор пришли и молодые участницы, украсив его звучанием звонких голосов. В репертуар коллектива входят русские народные песни, песни советских композиторов, патриотические произведения и авторские песни.
 

  Жизнь участников коллектива яркая и насыщенная. Без их участия не обходятся не только мероприятия села Высокиничи, но и районные праздники: «Широкий разгуляй», «День района» и «Битва хоров». Оболенский народный хор является обладателем дипломов различных степеней областных фестивалей-конкурсов: «Славянский мир», «Поёт село родное» и «Солдатская завалинка».


35. Подблюдные гадания Калужской области. Обряд святочных гаданий 

   Среди святочных гаданий особое место занимает так называемое «подблюдное» гадание, сопровождаемое короткими (от одной до десяти строк) подблюдными песнями.
     Подблюдные песни являлись частью святочных гаданий, исполнялись в период Святок, чаще всего под Старый Новый год (Васильев вечер, 31 декабря по новому стилю, 14 января по старому стилю) или под Крещение. Первое упоминание о подблюдных гаданиях появилось в публикациях конца XIX — начала ХХ веков. 
    Своими бесценными воспоминаниями об обряде поделились жительницы Хвастовичского района села Нехочи: Федулова Александра Никитьевна, 1914 г.р.; Федулова Прасковья Павловна, 1934 г.р.; Петрушина Надежда Федоровна, 1926 г.р.; Маркелова Ольга Александровна, 1928 г.р.; Орешкина Фёкла Васильевна, 1928 г.р.; Федулова Татьяна Григорьевна, 1931 г.р.; Шарапова Василиса Васильевна, 1918 г.р.  Также  в  тексте  прозвучат  слова  жительниц  д. Подбужье Хвастовичского района: Чеботарёва Нина Григорьевна (руководитель народного коллектива), Симоненкова Наталья Демьяновна, Духова Екатерина Михайловна, Власова Анна Ивановна, Духова Татьяна Ивановна, Деревяшкина Евдокия Семёновна, Стенкина Ольга Ефимовна, Бычкова Светлана Михайловна, Брусова Евдокия Ефимовна, Никонова Марфа Митрофановна. Помимо данных информантов, своими воспоминаниями поделились жительницы других районов. К сожалению, их имена утеряны.

НАЗВАНИЯ ОБРЯДА


Исполнители (бабушки) называли этот обряд гадания по-разному:
    • Людиновский, Думиничский районы — «загадки»;
    • Хвастовичский район — «перстни кидали», «загадки»;
    • Ульяновский район — «свещки»;
    • Козельский район — «серьги метать», «за дежо́й сижу».


    Подблюдные гадания считались основной волнующей темой перед предстоящим замужеством (реже — женитьбой), предваряли брачный период годового жизненного  цикла.  Подблюдные  гадания  были  нескольких  видов.  Самые  распространённые — гадания  с  домашней  птицей  (петухом  и  курицей)   и кольцами. 

ОБРЯД С ДОМАШНЕЙ ПТИЦЕЙ


    В с. Космачево Людиновского района петуха приносили в хату, насыпали ему зёрнышек, клали зеркало и следили, что он будет делать. Если петух клюнет «у но́ги», значит, суженый портной будет; клюнет в кафтан, значит, будет пьяница; в зеркало — хвастун (наряжаться будет, работать не будет); пшено клюнет — работящий придёт, семья окажется в достатке.
    О гадании с курицей рассказывает Соловьёва Екатерина Семёновна (1913 г. р.) из д. Клюксы Козельского района: «Курей вытаскивали из курятника ночью. У каждой девушки была своя курица. По кругу ставили стакан воды или стакан вина, пшеницу или хлеб, деньги и зеркало. Выпускали курицу. Смотрели, к чему она пойдёт. К воде — муж будет пьяница. К пшенице — к достатку. К деньгам — к богатству. А к зеркалу — муж будет модник, щёголь». 
    В течение одного гадания исполнялся целый ряд предсказаний, количество которых было равно числу участников обряда, а последовательность песен носила случайный характер.


ОБРЯД С КОЛЬЦАМИ


    Исполнители относят обряд гадания с кольцами к старинным обычаям, сохранившимся и переданным им от предыдущих поколений. Подблюдное гадание с кольцами под песни в Калужской области бытовали в Людиновском, Жиздринском, Думиничском, Хвастовичском, Ульяновском, Козельском районах. Подблюдные песни исполняли в избе или «бане» (особенная хатка для зимних посиделок, гаданий).
    В Людиновском районе ходили в «бани» по очереди. Все девушки деревни собирались и договорились, чья очередь гадать и петь  подблюдные  песни.  На святках заранее договаривались, к кому идти. Как правило, выбирали дом одинокой женщины (хозяйки) или небогатой семьи: «Идём у эту баню, позавтракаем, приносим ступу, снимаем в неё свои кольца» (с. Нехочи Хвастовичского района). 
   Сами носители традиции рассказывают о бытовании жанра подблюдных песен так. «Бывала, всё пають. Эта пад Новай год. Тада ж маладёжь са[биралась]. Теперь нигде (й)их ни пають, ну тада девки, малодки — такую чашку бальшую вады наллють. Туда кидають хто ета: хто кальцо, хто сяргу, — хто што у ету ваду кидають. И вот садитца — абычна вдава далжна садитца — вот к етаму, к чашке. И вот. А тут сидять. И вот аны, значить, эты загадки. Загадки ета загадывають. И вот ане [поют]. Тада загадывали» (д. Кургановка, Людиновский район).
    «Гадали, кольца закидывали под Старый Новый год. У чашку клали. Лавили и песни пели: "На загнетке сижу, сватов жду", "Венички пошумельнички ищё пависять, ищё пашумять". Ищё в девках пасидишь, пригадывали их многа там, басен» (д. Войлово, Людиновский район).

    В Калужской области подблюдный обряд совершался по-разному. В Козельском районе воду для гадания наливали из трёх колодцев; «ездили» за водой обязательно на кочерге. 
    Во многих сёлах Людиновского района вспоминали, что за водой должна была идти старшая или младшая дочь в семье. По дороге за водой она должна молчать. Иногда саму воду набирали только в определённом месте (родник или колодец). Об этом же говорили и в селе Сорокино Ульяновского района.
    Воду наливали в блюдо («дежа́»), закидывали в неё углей, покрывали рушником или платком (Козельский район). Ставили на стол большую деревянную миску с водой, отправляли за мхом гонцов. Гонцы — это переодетые парень с девкой (на парне — платок, на девке — мужская шапка). Верхом они «едут» до ближайшей «бани» надёргать мха и возвращаются обратно. Этот мох кидают в приготовленную воду. Парня выпроваживали за дверь, а все желающие узнать свою судьбу опускали в миску свои колечки (с. Запрудное, Людиновский район).
    В посёлке Зикеевский завод Жиздринского района кольца могли собирать и «крутить» не в воде, а в ступе с просом или с водой (д. Нехочи Хвастовичского района). В с. Запрудное Людиновского района кольца опускали в мох с водой. В Козельском районе кольца опускали в воду с углём.
     Клали личные вещи участниц (чаще всего кольца, которые могли быть даже соломенными, а также и серьги, и пуговицы, и камушки, и булавки, и другие предметы (Козельский район).  Под  пение подблюдных песен бабка (старшая) или младшая  из  участниц  вынимала  из-под  мха  чьё-нибудь  украшение и объясняла значение песни, предрекая судьбу (с. Запрудное, Людиновский район).
   «Эта вот девак (песня)… Там девка. Эта ж девки пакидали, бабы-та там  ни  пакидали  [кольца]  —  девки  ж  пакидали  ж  эта.  Вот так-та  пають. О! Вытащила — эта замуж выйдеть», — сообщает жительница д. Кургановка, Людиновский район.
   Участницы обряда не обязаны были сидеть за столом, а могли ходить вокруг гадающей во время исполнения песенки (пос. Зикеевский завод, Жиздринский район). Все садились вокруг стола; гадающая или старшая девушка садилась за «дежу́» и начинала петь «загадки». После каждой вынимала предмет и отдавала хозяйке предмета, сопровождая предсказанием (Козельский район).
      В Людиновском районе с. Запрудное гадающей была старшая бабка или самая младшая участница.
      В Ульяновском и Людиновском районах, где делали кольца из 20-ти копеечных монет, в обряде могли принимать участие также и мужчины. Гадающие сообщали «загадки», предназначенные специально для парней. К примеру: «Возьму из кадушек зелёных лягушек».  Это  означало, что  предстоит  встреча с невестой, утратившей чистоту, «порченой» («невеста тухлоротая будет»).
После гадания девушки бежали на улицу и выливали на снег воду с угольками. Кто захватит больше всех угольков, та быстрее выйдет замуж. Воду после гадания выливали на перекрёсток (Козельский район).

«ЗАГАДКИ»


    Большинство загадок несли в себе скрытый подтекст. Одни пелись на удачное замужество, другие — на достаток в доме, дальнюю дорогу и т. д. Не всегда загадки несли хорошее предсказание: были «нехорошие», «прискорбные», то есть обещающие смерть в будущем году или одиночество.
    Тексты некоторых «загадок» были «срамными», «сыромяными», то есть с эротическим подтекстом, что было закономерно связано с их предназначением — пожеланием замужества и плодородия женщине. Например: «Сидит медведь за ступою, кричит медведь: «Пощупаю!» «Бёг зайчик по метели, у яво яйцы запотели» (д. Войлово, Людиновский район).

НАПЕВЫ ПОДБЛЮДНЫХ ПЕСЕН

   Напевы большинства зафиксированных подблюдных песен в стилевом отношении едины. Исполнение одноголосное, расхождение на многоголосие незначительное. Почти все они относятся к одному мелодическому типу с небольшим а́мбитусом напева. (А́мбитус — обход, совокупность всех звуков мелодии, расстояние от высшего до низшего её тонов, то есть её объём.)
    Все напевы имеют частое повторение коротких сегментов мелодии и узкий диапазон (в основном в пределах кварты); обладают малой распевностью; отличаются простотой, лаконичностью композиционного строения (две музыкальные фразы с коротким дополнением — рефреном, т. е. повторением одного и того же).
    Напевы основаны на пропевании силлабического стиха (5+5 слогов) в сочетании с глубокими акцентами на третьих слогах от начала и от конца каждой стиховой строчки.
     Рефренная часть часто согласуется с основной структурой. Например:

Да как сын с аццом
Сеют рожь с авсом,
Да кому ш эта стих дастанецца,
Радасть сбудецца, не минуецца
.

    В некоторых песнях также имеется короткое рефренное слово, составляющее дополнительный сегмент: «Ой, ладо!», «Але ладо да моё», «Ладо не моё» (с. Побужье, Козельского района).
  Иногда в песенках (куплетах), сопровождающих гадания (как и в других фольклорных жанрах), значительная вариативность мелодического контура, достигается при помощи индивидуальных импровизационных качеств исполнительницы.
   В предыдущем примере наличествует зачинная (начальная) песенка, открывающая весь цикл гаданий. К примеру: «Радасть сбудецца, не минуецца». Такие зачины,  придающие  всему  обряду  целостность,  возможно,  когда-то  были  обязательными.  Сейчас  же  они сохранились в памяти исполнителей не везде.
     В д. Сорокино Ульяновского района зачин был довольно протяжённым, представлял собой две строфы:

У нашева хазяина три радости, 
Ой, ляли, ой, правда!
Первая радость–хозяйка с ребёночком.
Вторая радость–коровка с тедёнычком.,
Ой, ляли, ой, правда!

 В с. Андреево-Палики Людиновского района самой первой звучит песня-вступление:

Иисус Христос на городе узрос,
А кому эта песенка достанется,
Она сбудется, не минуется,
Э-эй ладо!

 В с. Кирейково Козельского района была такая песня-вступление: 

Христос да репьями оброс,
Кому эта песенка достанется,
Тому — добро! Верю!


  В высказываниях  исполнителей  отражаются  представления о  материализации  ритуального  слова,  вера  в его (слова) безусловную силу воздействия на окружающий мир. Эти закрепившиеся в сознании воззрения определили развитие традиции гадания по песням и «живучесть» обряда, специфическим образом воплотившуюся в обычае современного бытования ритуала.

 

   

   В последнее время подблюдное гадание часто трансформируется в игровую форму, утрачивая магическую, предсказательную семантику. По мнению некоторых исследователей, преобразование ритуальных функций в развлекательные выражается в возникновении целого пласта бранных подблюдных песен. 

Источники:
    1. Чичикина Н.Н. Народный быт, ремесла и фольклор Козельского района //г. Сосенский, 2004 г./, основа — информация о гадании, подблюдных песнях, записанные в Козельском районе.
    2. Добровольский В. И. Некоторые поверья, песни и обряды Орловской и Калужской губерний//Живая старина. 1902. Вып. 2.
    3. Ю.Г.Круглов. Русские обрядовые песни: Учеб. Пособие. – М.: Высш.школа, 1982.– 272 с.
    4. Чичеров В.И. Зимний период русского земледельческого календаря XVI—XIX вв. (Очерки по истории народных верований) // Труды Ин-та этнографии. М., 1957. Т. XL. С.126
    5. Пропп В.Я. Русские аграрные праздники. Опыт историко-этнографического исследования. СПб., 1995 г. С.56


36. Обрядовые песни Козельского района Калужской области 
(На примере села Бере́зичи)
   Песенный фольклор, зафиксированный на территории Козельского района, в с.Березичи. включает в себя: Пасху (обряд), карагодные (хороводные) песни, обряд на Троицу, частушки, частично свадебный обряд и лирические песни.
    Исполнительницы обрядовых песен с.Березичи («казельскай», как говорили жительницы)
 

Али́мова Дарья Алексеевна 1922 г.р.
Бака́ева Александра Васильевна 1937 г.р.
Деми́дова Анна Ильинична 1922 г.р.
Засо́рина Алесандра Прокофьевна 1926 г.р.
Чехачё́ва Варвара Павловна 17.12.1924 г.р.
Нырко́ва Наталья Сергеевна 1922 г.р.
Золоторё́ва Мария Сергеевна

Обряды весенне-летнего периода охватывают временной интервал от Пасхи до дня Троицы. Обрядовый комплекс включает в себя музыкально-поэтические формы фольклора, имеющие различную жанровую природу и напрямую связанные с несколькими видами хореографического движения (карагоды и игры). 

ПАСХА


    Идти в церковь на «сеночную» и «обедню» — важный пасхальный ритуал. Под пасху ходили исповедоваться, причащаться. В 12 часов ночи начиналась обедня, утренней службы не бывало. В 4 утра не ложились спать, «христосывались». (Христосоваться – это приветствовать друг друга в дни Святой Пасхи. Сопровождается приветствие поцелуем, словами «Христос Воскресе!» и ответом — «Воистину Воскресе!». Это делают три раза). Потом «разговлялись». (Разговляться — есть скоромную пищу в первый раз после поста; позволять себе что-либо, какое-либо лакомство впервые после длительного перерыва, воздержания или лишения). Ели пасху (печёный кулич, не из творога), обязательно светили (освещали). Пасху готовили заранее, с вечера ставили опару на пшеничной муке (Опа́ра — полуфабрикат хлебопекарного производства, получаемый замесом хлебопекарного сырья: муки, воды, дрожжей или закваски). На следующий день и все последующие дни пели песню «Христос воскрес из мертвых».
    В качестве главной музыкально-поэтической формы, маркирующей данный календарный период, выступает тропарь Пасхи «Христос Воскресе». Помимо канонического (церковного) распева, в с. Березичи был зафиксированы вариант исполнения тропаря:
  


 

 


  

 

 

 

    Народный вариант распева тропаря́ Пасхи начинает звучать во время крестного хода на Пасху и остаётся доминирующим на всю неделю после Пасхи.
Ходили на службу, разговлялись, ложились спать, проснулись, часов с 2-х дня шли «гулять карагоды» и играть в игры.

КАРАГОДЫ

 В период от Пасхи (неделю) в традиции с.Березичи, большое значение приобретают формы вождения уличных хороводов(карагодов). Приходили в центр села и начинали всевозможные песни петь (в основном пели старики, молодые «тянулися» за стариками) и водить карагоды. Обязательно катались на качелях. Делали качели из веревки и досточек (качели представляли собой 7 метровую конструкцию из жердочек (2 рядом и одна внахлёст) и перевязываю досточки веревками) два человека катают один сидит на качелях (катали ровно, не перетягивали). Качели делали несколько по краям деревни (в начале и в конце).
    В пении отчетливо проявляется характерный диалектный признак говора Козельского района в частности с.Березичи — переходы одних гласных в другие (дифтонги (Дифто́нг— звуки, артикуляция которых подразумевает переход от одного гласного звукотипа к другому). В сочетании богатой мелизматикой, высокой певческой позиции, яркого зычного тембра и переливов гласных звуков заключается неповторимое своеобразие Калужского исполнительского стиля. Это свойство ярко отличает характер пения села Березичи не только от их ближайших соседей — жителей д.Дешовки, но и от певческого стиля Калужской области в целом. 

ИГРЫ

    Одной из забав в последующий день на Пасху было «катание яиц». Яйца катали мужчины по 6-8 человек. Ставили жёлоб из коры (Жёлоб — протяжённое углубление в чём-либо, либо приспособление подобной формы: Водосточный жёлоб — узкий канал, являющийся одним из основных компонентов водосточной системы, который собирает и направляет дождевую воду с крыши строений) протягивают, в низ ставили камушек и пускали яйца. Если яйцо стукнется и помнется, то забираешь яйцо у того, чьё яйцо осталось не битым (целым). Женщины играли в лапту (отбивание мячей палкой или лопаткой) с мячами (мячи были резиновыми, привозил мячи «Теребник» и продавал, а девушки обменивали тряпки на мячи). Собирались, кто, где соберётся.
    Так же играли в прядки, интересен тип хореографического движения в игре «пролазки» (игра напоминает «Ручеёк»). Двое стоят в парах, образуя «воротики», а один идет и выбирает. Ребята стояли, а девушка идет. Один из ярких примеров такого хоровода сопровождался лирической песней на покос «Полоса моя полосушка». Песню пели и на покос, карагоды и на любой праздник. (Мелодии покосных песен основаны на обычных диатонических попевках, как бы организующие трудовые движения. Проступают первичные жанровые черты, строгость и сдержанность древней календарной песни. В процессе бытования в календарной песне отразились более поздние стилевые напластования, признаки нового, получившего широкое распространение лирического жанра. Многие покосные песни имеют чисто лирический характер. По всей вероятности к старинным календарным напевам, с течением времени «прикреплялись» слова более позднего происхождения). 

  

ТРОИЦА

    В 09:00 утра в Троицу шли на службу «заутреннею» с цветами или берёзой, чтобы плести «завивать» венок (венок плели «завивали» или на погосте или в церкви), после освещали. Венки делали несколько, один (или много на все кресты вешали, если не было крестов, клали на могилу) носили на кладбище, один домой Цветы на венок собирали на лугу заранее (в день до праздника «Троица»), приносили домой, наливали воду и ставили обязательно в «святой угол» перед иконой. После службы шли на кладбище (для почитания умерших), «кричали» — плакали, венок оставляли на верхней части креста. Потом приходили домой и ели куле́ш (Куле́ш (кулиш) — жидкая кашица, похлёбка, состоящая из пшённой крупы (проса), с добавлением молока). Пели песни «Как за лесом солнце осияло» (лирическая), «Как Ваняшенских, да ворот» (карагодная), плясали карагоды.
    В Троицу украшали зеленью: наличники, крыльцо, колодцы. Обязательно украшали тремя веточками, не освещенными (береза, дуб, и липка (клён)). Все эти веточки называли «Троица». В первую очередь «выносили» веточки в святой угол. Три веточки ложили  на иконы. Потом украшали дом (окошко, терраску, дом, «колодезь»). Украшали так же над «закутой» (Закута — хлевок, небольшое утепленное помещение для животных), чтобы скотина «водилась» (была) опускали веточки в воду.


ЛИРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ

    Чаще всего такие песни характеризуются как длинные, протяжные, тяжелые. В рассказах исполнителей они упоминаются и как старинные, поскольку их пели в прежние времена. Лирические песни были приурочена к любому празднику от отсутствия строгой приуроченности. В селе Березичи сохранились воспоминания о пении определенных лирических песен при проводах в армию «Ох да вспомню братцы». Тогда их называют солдатскими. Женское пение звучало во время полевых работ и по дороге домой, во время свадебного девичника, на застольях. Ансамбли смешанного состава складывались во время исполнения лирических песен на весенних-летних игрищах (Пасха, Троица).
В певческом коллективе выделяется запевала — человек, который заводит (запевает) большинство песен: он должен выбрать нужную высоту звучания, обозначить тембровые и темповые характеристики песни. Без запевалы участники ансамбля часто отказываются исполнять песни.
    Лирические песни, как правило, не имели приуроченности к определенным жизненным ситуациям, о чем свидетельствуют многочисленные комментарии исполнителей: пели, «когда подойдёт» «пели, когда горько на душе». Чаще всего их пели во время полевых работ (например, по дороге на покос и с покоса), а также в праздники как женщины, так и мужчины: «кто хочет, тот поет».
    Наряду с обрядовыми формами фольклора могли звучать и лирические песни. 
Возможно, в качестве зачинной она воспринимается исполнителями благодаря первому поэтическому мотиву, выражающему призыв: «Во субботу день ненасынай». Далее сюжет развивает тему противопоставления девичьей воли и женской доли. Яркими примерами обрядовой лирики служат песни «Полоса моя полосушка» и «Во субботу день ненасынай». Характерно, что данные напевы звучат в ключевые моменты обрядности. 
В с. Березичи существует целый пласт лирических песен, эти песни связаны с свадьбой, тяжелой судьбой, переживаниями.


    с.Березичи, Козельского района, фольклорной традиции можно судить по итогам специализированной экспедиции Ситько Тамары Алексеевны, 21 марта 1991 года. В ходе экспедиционной работы на территории. Собирателям удалось зафиксировать музыкально-поэтические формы фольклора, и ритуалы на Пасху (народный распев тропаря Пасхи), Троицу. Помимо музыкально-поэтических форм, многочисленные сведения по этнографии, позволяющие восстановить содержание календарно-обрядовых действий, сохранившихся на территории с.Березичи, Козельского района. 
    К сожалению, носителей традиции уже не существует, но их обрядовые песни до сих пор звучат в репертуаре сельского ансамбля «Берёзка» села Березичи, Народного самодеятельного коллектива фольклорный ансамбль «Млада» мунипального бюджетного учреждения культуры «Сосенский городской культурно–досуговый центр «Прометей» и Народный самодеятельный коллектив Дешовский народный хор (дер. Дешовки, Козельский район, Калужская область), и  являются культурным нематериальным наследием Калужской области.