Реестр объектов нематериального культурного наследия     

    Согласно приказу Министерства культуры Российской Федерации «Об утверждении концепции сохранения и развития нематериального культурного наследия народов РФ на 2009-2015 годы» от 17 декабря 2008 г. N 267 Государственным Российским Домом народного творчества реализуется проект по созданию Федерального Реестра Объектов НКН.
   Домом народного творчества ведется работа по включению в Региональный Каталог объектов нематериального культурного наследия. Для выявления объектов нематериального культурного наследия с целью их сохранения, фиксации и пропаганды (распространения) проводится мониторинг на местах. Впоследствии материалы по наиболее ярким и значимым объектам направляются в Федеральный Реестр.
 
    «Объект нематериального культурного наследия» — это традиция, характерная для конкретного локуса  (села или группы населенных пунктов), имеющая свои особенности, уникальность, выделяющие его из других подобных.
 

Типы объектов НКН

 
Устное народное творчество
 
Сказки, Былины
Эпические песни
Эпические сказания
Фольклорная проза
Празднично-обрядовая культура
 
Праздники
Обряды
Ритуалы
Игры
 
Техники и технологии
 
Традиционные ремесла
Традиционный народный костюм
Хозяйственная деятельность
и бытовая культура
 
 
Исполнительские искусства
 
Песенное искусство
Музыкально-инструментальное искусство
Танцевальное искусство
Театральное искусство
(народный театр, народный цирк)
Сказительство
 
     Одним из важнейших направлений нашей работы является сохранение традиционной культуры и, в частности,  нематериального культурного наследия. Работа над созданием областного реестра объектов НКН — это создание своего рода обобщенной базы данный, в которой будут зафиксированы наиболее яркие и самобытные образцы традиционной культуры. Наличие обобщенного богатого и разнообразного материала позволит не просто сохранить значимые объекты традиционной культуры Калужской области, но и  продуктивно работать в направлении сохранения и популяризации традиционной народной культуры.

     Для повышения эффективности данного вида деятельности важно сотрудничество с сельскими, районными и городскими Домами культуры, а также с отделами культуры районов области. На сегодняшний день к совместной работе по сбору и обработке материалов об объектах НКН подключились специалисты различных направлений традиционной культуры из районов области: Жуковского, Козельского, Хвастовичского, Ульяновского и др. Это руководители коллективов, этнографы, сотрудники музеев,  директора ДК, заведующие отделами культуры. Благодарим их за сотрудничество и надеемся на дальнейшую интересную и плодотворную совместную работу.
     Мы уверены, что в различных уголках нашей области существовали или до сих пор еще продолжают существовать самобытные традиции, достойные внимания для сохранения и дальнейшего распространения.

 


 
1. Свадебный обряд деревни Клюксы Козельского района Калужской области представляет собой многоэтапное обрядовое действие, которое в целом схоже с южнорусским типом свадьбы. Однако при общей схеме и сходных атрибутах, клюксовский обряд имеет локальную специфику, выраженную и в самом обряде, и в наполненности его особыми предметами в периоде до венчания. Такой атрибут как корзина, в которую невеста ставила ноги во время ожидания  жениха и подвенечный головной убор являются уникальными. Ритуалы до венчания представляют собой особую ценность, т.к. имеют архаичные детали и в современности утрачены.
 
 
 
 
 
 

2. Масляничные куклы «Гамаюнщины» (22 села Калужского р-на)

    На Калужской земле существовал обряд: во многих домах женщины, девицы и «молодайки», вышедшие замуж в настоящем году, мастерили куклу или пару в виде «молодки» и «молодого» («масляницы» и «масляника»), что являлось одной из форм прославления брака и служило древним магическим средством усиления плодовитости и людей, и всей окружающей природы. Этих кукол не сжигали, а разбирали в прощеное воскресенье. Обряд изготовления кукол (1 или пары) уходит корнями в дохристианский период и сохранялся до 1930-ых годов 20 века.

 


3. Традиционный праздничный женский костюм деревни Клюксы Козельского района Калужской области носили замужние женщины в праздничные дни. Комплекс составляли такие компоненты как сарафан, рубаха, фартук, повойник с лентами, налобник. Праздничный костюм замужней женщины д. Клюксы отличался от повседневного наличием повойника с бантовыми складками и лентами, налобника и украшений в виде бус и лент.  В настоящее время отсутствует информация о бытовании повойников такого же покроя, как в д. Клюксы Козельского района Калужской области в других регионах.
 

 

 

 

 


4. Традиционный женский костюм с костоланом Кировского района Калужской области  носили замужние женщины в праздничные дни. Комплекс составляли такие компоненты как сарафан, рубаха, фартук, повойник с лентами, налобник. Праздничный костюм замужней женщины д. Клюксы отличался от повседневного наличием повойника с бантовыми складками и лентами, налобника и украшений в виде бус и лент.  В настоящее время отсутствует информация о бытовании повойников такого же покроя, как в д. Клюксы Козельского района Калужской области в других регионах.

 

 

 

 


5. Хлудневский промысел — традиционный народный промысел Калужской области. Включает в себя направления: гончарное дело, глиняная игрушка. Именно в деревне Хлуднево Думиничского района сложилась уникальная, устойчивая художественная система, имеющая ряд сложившихся отличительных черт. Это выражается в приёмах изготовления глиняной игрушки, в сюжетно-образной составляющей и характере росписи. На сегодняшний день мастера работают в д. Хлуднево, в районном центре - п. Думиничи и в г. Калуге, бережно сохраняя традиции промысла.

 

 

 


6. Песенная традиция села Подбужье Хвастовичского района Калужской области — это значимое художественное явление в традиционной народной культуре Калужской области. Она отличается неповторимыми узколокальными признаками. Исключительность песенной традиции села Подбужье - в ее уникальности музыкальной структуры, отличной даже от близ лежащих сел, яркости и экспрессивности исполнительской манеры, особенным складом многоголосия, жанрового разнообразия репертуара.

 


7. Соломенные фонарики из ржаной соломы, бытовавшие на территории Козельского района Калужской области, были распространены как праздничное украшение домов. Обычай этот существовал предположительно с XIX до середины ХХ в. Соломенные фонарики изготавливали во многих деревнях Козельского района Калужской области, причём в каждой деревне их традиционная форма была своя. Эти фонарики в середине ХХ в. местные жители называли «люстрами».

 

 

 


8. Свадебный обряд «с курицей» второго дня старообрядческой свадьбы д. Верховье и д. Кривошеино Угодско-Заводской волости (Жуковского района) Калужской области восстановлен на основе рассказов старожилов, которые были свидетелями его бытования  в означенных деревнях вплоть до второй половины 70-х гг. На следующий день после венчания у старообрядцев деревень Верховье и Кривошеино бытовал такой обряд: ряженые шли в дом к тестю и тёще и брали у них со двора курицу,  «рядили» её в венок и платок, бантами крылья подвязывали и несли на двор, где гуляла шумная толпа гостей. С курицей ряженые плясали («трепали» её), представляли «молодой», потом пускали под смех по двору, «чтоб молодая жена плодовитой была».

9. Традиционный крестьянский костюм д.Дуброво Кировского района Калужской области состоит из рубахи, поневы, занавески с рукавами, головного убора (повойника с невысоким украшенным налобником и височными украшениями из бисера - «чванки»*) и покупного платка.
        Способ ношения костюма традиционен, т.е. длинная рубаха из отбеленного домотканого холста с богато украшенным низом (ткачество, вышивка, кружево - «хварботы, хорботы»*) выпускалась поверх надетой на бедра поневы, образуя напуск «пазуху»; «занавеска» отрезная по линии груди, образует своего рода кокетку (нет плечевых швов), вырез горловины прямоугольный, верхняя передняя часть занавески собрана в сборку и пришита к кокетке. Рукава широкие с ластовицей, по низу собираются в сборку и заканчиваются оборкой. Декор занавески по низу, по линии кокетки и горловине – неширокая атласная лента или тесьма. Понева распашная, орнаментирована почти по всей плоскости.
         Местные особенности: длинная и богато украшенная понева, обувь – лапти с черными онучами и белыми оборами; плясовые песни сопровождались наигрышами на «дудках», играли только женщины.
    Общепринятое название этого инструмента – кувиклы (кугиклы) - разновидность многоствольчатой флейты, изготавливалась преимущественно из стеблей куги (болотного камыша) и состояла из 2 – 5 трубок одинакового диаметра, но разной длины. В д.Дуброво слово кувикла, кувиклы трансформировалось в прозвище, им обзывали легкомысленных женщин.
 

10. Традиционный крестьянский костюм д.Пеневичи Хвастовичского района Калужской области состоит из рубахи, поневы, «занавески», пояса и головного убора («повойник»). Рубаха изготовлена из двух ширин домотканого холста на перегиб с косыми поликами (врезная плечевая вставка трапецевидной формы для увеличения окружности горловины и оформления её в густую сборку); рукава из одной ширины холста с ластовицей («ластуфка», «косячок») у запястья собраны в сборку на узком манжете. Общая ширина украса низа рубахи составляет около 20 см и состоит из нашивных украшений (тесьма, позумент, шелковая лента) и полосы цветной перевити шир.7,5 см и вышивкой в технике «роспись», низ рубахи заканчивается узкой полоской кружева. Длина рубахи от плеча 145 см. Понева распашная изготовлена из трех ширин домотканой шерсти, боковые и нижний срезы поневы обшиты «пояском» (шерстяная тесьма ручного ткачества орнаментированная). Декор поневы полностью подчинен способу ношения (двойной «подтык», «кулек», «петух»). На левую лицевую и правую изнаночную стороны нашиваются прямоугольники из ткани красного цвета, прямоугольники дополнительно декорируются нашивными украшениями. На правой изнаночной стороне к прямоугольнику примыкает треугольник, который тоже украшен рядами тесьмы. Одевается понева следующим образом – опоясываются бедра, закрепляются «гашником» (плетеный шнур), левая пола складывается по верхней границе декора, затем сложенное полотнище крепилось к верху, правая пола отворачивалась на изнанку и также крепилась к верху.
 
Нажмите, чтобы увидеть полное описание

11. Фрагмент свадебного обряда «Встреча молодых после венчания» 
Записано в 1991 году экспедицией Калужского областного центра народного творчества в д. Пеневичи, Хвастовичского района от участников этнографической группы,  6 чел., 1920-1933-ых годов рождения.
 
     1 эпизод. Односельчане останавливают свадебный поезд недалеко от избы жениха, где будет проходить свадьба. Двое из встречающих высаживают молодых, берут их под руки и ведут на место, отмеченное лежащим на земле половиком. Все действие проходит на фоне плясовой песни "Ой верба верба".

12. Девичий крестьянский костюм, д.Черный Поток, Людиновский район, Калужская область, конец ХIХ – начало ХХ в.в.
     Из коллекции музея Собора Казанской Божией Матери, г. Людиново, поступление от местных жителей деревни Чёрный Поток.
 
     Комплекс девичьего костюма состоит из рубахи домотканого холста, передника – «занавески», пояса ручного ткачества и «загранишного» платка.
 
     Девичий головной убор – это украшенная налобная повязка, которая оставляла верх головы открытым, но с появлением фабричных платков ручной набивки, налобная повязка постепенно заменялась модным платком.
      В данной местности, оригинал девичьего головного убора, к сожалению не сохранился.
 
 

13. Девичий крестьянский костюм, д.Черный Поток, Людиновский район, Калужская область, конец ХIХ – начало ХХ в.в.
      Из коллекции музея Собора Казанской Божьей Матери, г.Людиново, поступление от жителей деревни Черный Поток.
 
     Комплекс девичьего крестьянского костюма состоит из рубахи домотканого холста, передника «занавески», пояса ручного ткачества и головного платка из «загранишного ситца».
     Рубаха изготовлена из четырех ширин холста, в плечевой части каждой ширины от боковых срезов вырезаны квадраты 20х20 см для втачки прямых «поликов» цельнокроеных с рукавами из «загранишного ситца» .
 
    Порядок сборки: втачка рукавов в разворот в вырезы, затем оставшиеся ширины холста и верхние части рукавов собираются в густую сборку для оформления горловины, окантовывается разрез переда для застежки и горловина, притачиваются к срезам рукавов ластовицы «ластуфки», сшиваются боковые швы и рукава, к низу рубахи пришивается «подстава переборчатая» (см. схему кроя рубахи).
 
 
Нажмите, чтобы увидеть полное описание

14.  Куклы «Сухонидушка» и «Мокринидушка» в традиционной календарной обрядности Калужского края.
 

     По мнению Б. А. Рыбакова, информация о сохранившихся в традиционной календарной обрядности похоронных играх с использованием кукольных артефактах убедительно свидетельствуют о глубочайшей древности происхождения самого ритуала и сложившейся традиции его проведения в данной местности. Воспоминания о подобном обряде мне удалось записать и реконструировать его центральные объекты - двух кукол с основой из растительных материалов с шитьевым комплексом одежды.

     Место бытования: д. Воткино Хвастовичский район Калужской области.
     Информант: Кузнецова Валентина Ивановна 01.01.1954г/р, урожденная жительницы данной местности.
 
 
Нажмите, чтобы увидеть полное описание

15. Конструкция и технология изготовления кукол Сухонидушка и Мокринидушка.
 
     Описание конструкции куклы Сухонидушки.
    Основа куклы изготавливалась из очесов льна и льняного волокна. Первой формировалась голова размером с детский кулак, путем простого перегиба волокон и перевязкой льняного пучка посередине и выделением верхней части пучка веревкой. Две одинакового размера руки, изготавливались тоже из льняного волокна, перевязывались внизу и вверху. В верхней перевязке нити оставляли длиннее. По бокам, на уровне плеча, сверху вниз по волокну под перевязь головы поддевали оставленную нарочно перевязку рук: протягивалась и закреплялись. К линии перетяжки головы привязывалось дополнительное волокно и формировалось «грудь» путем последующей подвязки веревочкой волокна по линии талии.
 
Нажмите, чтобы увидеть полное описание
 

16. Женский крестьянский костюм с.Бережки, Кировский район, Калужская область, конец ХIХ – начала ХХ в.в.
 
     Описание данного костюма проведено только по фотографии (1971г., фотоархив КОЦНТ) Бережковского фольклорного ансамбля Кировского района, поэтому характеристика костюма приводится по основным позициям.
     Комплекс состоит из рубахи домотканого холста, поневы, занавески с рукавами, головного убора (повойник с невысоким украшенным налобником, покупной платок с бахромой).
 
Нажмите, чтобы увидеть полное описание

17.  Песенная традиция с.Подбужье Хвастовичского района Калужской области (сравнительный анализ)
     Подбужский хор, как творческий коллектив, сложился в 1969 году и на протяжении многих лет исполнительницы не только хранили свои традиции, но и сделали их достоянием жизни современников, восхищая своим великолепным исполнением лирических, плясовых и календарных песен с.Подбужье.
     Рассмотрим несколько ярких примеров песенного искусства с.Подбужье. Хвастовичский район, Калужская область.
 
Нажмите, чтобы увидеть полное описание

18.  Величальные песни на пропоях в Гамаюнщине
     В Калужском крае в самом начале 20-го века еще оставались несколько групп крестьянских поселений с особыми названиями, кличками. В большинстве случаев само население выделяло эти группы, давая им особые клички. Такой территорией была и Гамаюнщина, в которую входило 17 поселений, расположенных на правом берегу Оки: Ромоданово, Квань, Верховая, Воровая, Покров, Пучково, Чижовка, Шопино, Секиотово, Рождествено, Грачи, Нижняя и Верхняя Вырка, Еловка, Животикино, Колюпаново, Горенская.
 
Нажмите, чтобы увидеть полное описание

19.  Свадебные песни в песенной традиции с.Подбужье, Хвастовичский район, Калужская область (сравнительный анализ) 
 
«Винная чарочка»
     «Винная чарочка» - свадебная плясовая, звучащая в дорийском миноре (#IV ст.). Лад этот подчеркивается постоянным присутствием этой ступени в верхнем подголоске:
 
 
 
 
 
 
Нажмите, чтобы увидеть полное описание

20.  «Закликание весны» в Калужском крае  
     Обряд «закликание весны» сохранил в себе языческие мотивы заклинания природы и угощения природных сил (обрядовое печенье «жаворонки, птушки, птички»), связанные с земледельческими работами. В большинстве случаев «закликание весны» приходилось  на праздник Сорока севастийских мучеников (22 марта, Сороки), Благовещенье (7 апреля), даже на Сретение (15 февраля). Целью этой работы является помощь специалистам, проводящим в настоящее время этот обряд, знакомство с текстами закличек, собранные известным калужским краеведом М.Е. Шереметьевой в 1927 – 1928 годах в Перемышльском, Козельском, Мещовском, Калужском уездах, статья «Земледельческий обряд – «закликание весны» в Калужском крае», издание Калужского государственного музея, 1930 г.
 
Нажмите, чтобы увидеть полное описание

21.  Похороны домашних насекомых и ритуальные формы их изведения в Калужском крае
      К домашним насекомым-паразитам в крестьянской среде условно относятся блохи, клопы, мухи и тараканы. Они обитают в жилище человека, доставляя многие неприятности семье, и поэтому, на протяжении веков, существовали ритуальные действия по изгнанию этих насекомых. Эти обряды имели жесткие временные параметры от дня Симеона Столпника (1/14 сентября) до Покрова (1/14 октября).
 
Нажмите, чтобы увидеть полное описание

22.  Сватовство, смотрины дома жениха, Богомоление, запой, девичник, вечеринка (досвадебные обряды в Барятинском районе Калужской области)
 
(по экспедиционным материалам КОЦНТ в 1997 году в Барятинский р-н, информаторы Сычева А.А., 1910 г.р., д. Плота; Лоденкова Е.Т., 1912 г.р., д. Дегонка)
 
Сватовство.
     Поздним вечером свататься идут мать и отец жениха и сам жених, который не заходит сразу в избу, а ждет приглашения. Родители начинают издалека: «Мы охотники, заблудилися, ищем свою белку, красную девку, а следы ведут к вам … Так может не к нам, поищите у соседей… Да искали уже, там нет… Ну так, если к нам, милости просим, поищите свою белку в нашем доме…».  Получив приглашение, сваты входили в дом, присаживались к столу и доставали нехитрую снедь («приветное») – хлеб, соль, сало, четверть водки. Если девушка-невеста находилась в это время дома, то мать отсылала ее куда-либо, т.к. разговор далее начинался более предметный: «У вас дочка – может мы породнимся? А у нас сынок – зайди, чего же ты стесняешься?», парень заходит в избу. Родители приглашают девушку, ставят предполагаемых молодых на одну половицу лицом к друг другу и поочередно спрашивают: сваты жениха – «Ты по нраву берешь?», жених – «По нраву»; родители невесты – «Ты по нраву идешь?», невеста – «По нраву». При полном согласии сторон молодые целуют будущую родню и обговаривается день смотрин дома жениха.
 
Нажмите, чтобы увидеть полное описание

23. Благословение, свадебный поезд, «княжной» стол (1 и 2 день) 
( свадьба в Барятинском районе Калужской области)
( по экспедиционным материалам 1997 года КОЦНТ, информанты: Сычева А.А., 1910 г.р. , д. Плота; Лоденкова Е.Т. 1912 г.р., д. Дегонка)
 
Благословение.    
     Утром в день свадьбы мать, крёстная, подруги умывали и одевали невесту, расчёсывали ей волосы, т.к. под венец она должна ехать с распущенными волосами. Венчальный наряд невесты в этих сёлах состоял из тонкой холщёвой рубахи с «перетыканными» (ручное ткачество) или вышитыми рукавами (украс по рисунку и цвету спокойный, неброский), светлый , практически белый сарафан  в («тёмный, мелкий цветочек»), скромный фартук под грудь, пояс; на голове венок из белых восковых цветов и белое покрывало из очень тонкого холста – «дымка», «кфата». Такой наряд скромный наряд невесты несёт в себе остатки языческих верований, где белый цвет означает смерть, т.е. заканчивается девичья жизнь и начинается новый этап женской доли. Наряженную невесту, не перестающую «голосить», мать и крёстная сажают на лавку, покрытую вывернутым тулупом, и начинают жалеть невесту:
 
Нажмите, чтобы увидеть полное описание

24. Этнографическая группа, с. Подбужье, Хвастовичский район
 

     Подбужский народный хор, так был назван коллектив в 1969 году, образовался в селе не случайно, ведь жители его пронесли сквозь времени народную память – традиционную народную песенную, обрядовую и бытовую культуру своей деревни.

     Исполнительницы в яркой местной одежде, перешедшей к ним по наследству от матерей и бабушек, поют свои величальные, обрядовые, хороводные, шуточные. игровые песни о вечном – о Жизни!
 
Нажмите, чтобы увидеть полное описание

25.  Народный коллектив фольклорный ансамбль «Праздник», городской Дворец культуры г. Обнинск.
 
Руководитель – хормейстер, заслуженный работник культуры РФ Кузнецова Ирина Геннадиевна
Звание «народный» коллективу присвоено в 1988 году
 
     С момента образования коллектива в 1982 году фольклорный ансамбль «Праздник» занял особое место в культуре  не только в городе Обнинска, но и всей Калужской области. Основу репертуара ансамбля составляют записи песен и обрядов, собранные в этнографических экспедициях по Калужской области, но иногда на концертах исполняются произведения, записанные в других регионах  России. Бережное отношение к подлинным образцам народного пения помогает сохранить их самобытность и искренность, поэтому каждое выступление коллектива дает зрителям возможность прикоснуться к истинно народной культуре, воочию увидеть традиционные обряды и услышать исконно народные песни. Фольклорный ансамбль «Праздник» под руководством Ирины Геннадиевны является постоянным участником в городских, областных фестивалях и праздниках, неоднократно награждался дипломами лауреата и Гран-при на Межрегиональных, Всероссийских фестивалях фольклора.
 
Нажмите, чтобы увидеть полное описание

26. Народный коллектив ансамбль народной музыки «Играй, рожок!» муниципального бюджетного учреждения «Городской Дворец Культуры», г. Обнинск  
 
          Руководитель – дирижер, Никитин Сергей Иванович
          Год создания коллектива – 1987
          Звание «народный коллектив» присвоено в 1989 году
 
     Ансамбль народной музыки «Играй, рожок!» - один из уникальных коллективов области и города. Молодые ребята обучаются игре на народных инструментах, исполняют истинно народную музыку с огромной любовью. Точно такой же любовью им платят зрители. Этот коллектив известен во всей России, его часто приглашают принять участие в правительственных концертах как в Москве, так и в Калуге.
 
Нажмите, чтобы увидеть полное описание

27. Народный фольклорный ансамбль «Роща» Государственного бюджетного учреждения культуры Калужской области «Дом народного творчества и кино «Центральный».

 

      Фольклорный ансамбль «Роща» был создан в 1990 году на базе Калужского областного научно-методического центра народного творчества и культпросветработы (ныне ГБУК КО «Дом народного творчества и кино «Центральный»). В 1996 году коллективу было присвоено звание «Народный самодеятельный коллектив», и все эти годы Ситько Тамара Алексеевна является его бессменным руководителем.
 
     В первые годы репертуар ансамбля «Роща» был основан на песнях, записанных в экспедициях по Ульяновскому, Козельскому, Жиздринскому районам Калужской области. Особый интерес у руководителя и участников вызвал песенный материал хора д. Сорокино, Ульяновского района, известного в 70–80 годах XX века в кругах ведущих фольклористов России.
 
Нажмите, чтобы увидеть полное описание

28. Народный самодеятельный коллектив фольклорный ансамбль «Млада» муниципального бюджетного учреждения культуры «Сосенский городской культурно-досуговый центр «Прометей» 
 
        Руководитель Чичикина Наталья Николаевна
 
   Фольклорный ансамбль «Млада» образован в 1990 году. В 1993 году коллективу присвоено звание «Народный самодеятельный коллектив».
     Основные направления работы коллектива — сохранение песенной традиции Козельского района и Калужской области, популяризация народной песни, лучших её образцов. Формы деятельности — концертная и организационно-творческая.
       В репертуаре фольклорного ансамбля «Млада» этнографические песни Козельского района, а также песни в музыкальной аранжировке, популярные народные и авторские. 
     Количество участников — 7 человек в возрасте от 30 лет. В 2015 году, к 25-летию коллектива, ансамбль записал диск с этнографическими песнями Козельского района, а также популярными народными и авторскими песнями. В 2016 году в качестве творческого эксперимента коллектив работал с молодёжными музыкальными группами «Ладушка» (фолк-металл) и «Терра Стикс» (рок). В результате в репертуаре ансамбля «Млада» появились 2 новые композиции, интересные молодёжной аудитории.
 
Нажмите, чтобы увидеть полное описание

29. Заслуженный коллектив народного творчества РФ ансамбль народной песни «Раздолье»
(МКУК «Культурно-досуговый центр», городское поселение «Посёлок Товарково», Дзержинский район, Калужская область).
 
      Ансамбль народной песни «Раздолье» был создан в 1978 году по инициативе Владимира Николаевича Токарева, бессменным руководителем которого он является по сей день.
 
     За первые десятилетия существования коллектив провёл концертную деятельность по всей Калужской области, выступая на больших и малых концертных площадках. За активную работу, высокий идейно-художественный уровень репертуара и исполнительского мастерства ансамблю «Раздолье» в 1990 году было присвоено звание «Народный самодеятельный коллектив».   
 
    Владимир Николаевич не раз подтверждал данное ему почётное звание «Заслуженный работник культуры РФ». Обладая прекрасными музыкальными данными, он успешно занимается и с солистами ансамбля. Хорошо зная специфику русской песни, имея колоссальный опыт работы в данном музыкальном направлении, Токарев В.Н. сумел поднять исполнительский уровень коллектива на качественно новую ступень. Руководитель и участники коллектива ставят перед собой важную задачу — популяризовать русскую народную песню как значительную составляющую национального фольклора. Состав ансамбля смешанный. В репертуаре преобладают народные песни средней и южной полосы России, преимущественно в оригинальных обработках Владимира Николаевича.
 
Нажмите, чтобы увидеть полное описание

30. Народный самодеятельный коллектив Дешовский народный хор
(дер. Дешовки, Козельский район, Калужская область).
 
      Руководитель Заслуженный работник культуры РФ Фаронова Ирина Александровна.
      Звание «Народный самодеятельный коллектив» ему было присвоено в 1954 году.
 
      Дешовский народный хор считается старейшим в Калужской области. Ещё в 30-ых годах прошлого века Владимир Семёнович     Вагин, учитель из г. Козельска, обратил внимание на особую певческую манеру жителей деревни. Плотный грудной звук, звонкость и многогранность тембров не могли остаться незамеченными.
 
      Исполнительская особенность участников коллектива не ограничивается пределами сцены. Зайдя в любой дом, можно услышать уникальные вокальные интонации и приёмы. Так поют и дети, и взрослые. Так, без преувеличения, из поколения в поколение передаётся вокальная традиция жителей этой деревни.
 
Нажмите, чтобы увидеть полное описание

31. Народный самодеятельный коллектив Колюпановский народный хор
(Колюпановский СДКЦ, дер. Колюпаново, городской округ г. Калуги, Калужская область)
 
     Музыкальный руководитель — Заслуженный работник культуры РФ Троценко Евгений Викторович.

     Колюпановский народный хор — старейший хоровой коллектив Калужской области, который был создан в 1934 году. В 2019 году ему исполнилось 85 лет со Дня образования.

   Первым руководителем хора была Клавдия Русина, бывшая участница Государственного народного хора им. М.Е. Пятницкого. Основной костяк коллектива составляли труженики колхоза им. А.В. Суворова.
 
Нажмите, чтобы увидеть полное описание

32. Кудиновский народный хор
(Кудиновский сельский Дом культуры, сел. Кудиново, Малоярославецкий район, Калужская область)
 
     Руководитель — Надежда Николаевна Копанцова; концертмейстер — Владимир Николаевич Воронин.
 
     Звание «Народный самодеятельный коллектив» было присуждено Кудиновскому народному хору в 1970 году.
 
         В 2020 году хору исполнилось 50 лет.
     У этой серьёзной даты есть своя примечательная предыстория, связанная с совхозом «Госплемзавод», который объединял четыре поселения (Юрьевское, Игнатьевское, Синяково, Лукьяново) с центральной усадьбой в селе Кудиново Малоярославецкого района.
 
Нажмите, чтобы увидеть полное описание

33. Народный самодеятельный коллектив Обуховский народный хор
(МБУК «Культурно-досуговое объединение», г. Калуга)
 
      Руководитель — Капралова Мария Юрьевна, концертмейстер — Захаров Евгений Николаевич. Хоровой коллектив создан в 1937 году.
Обуховский народный хор — старейший коллектив Калужской области. В 2022 году ему исполнится 85 лет.  Ещё в тот далёкий 37-й год XX века руководителем хора Тихоновым Петром Петровичем (1937–1941 гг.) были заложены творческие основы коллективного пения: сохранение песенных традиций Калужской области и местного фольклора. В послевоенный период (1945–1948 гг.) коллективом руководили Лысенко Илья Акимович и Усачёв Василий Сергеевич. С 1950 года — Баранов Николай Николаевич.
 
       В 1975 году на заключительном Областном смотре художественной самодеятельности в посёлке Ферзиково Обуховскому хору, руководителем которого в тот момент был Волков Иван Ефимович, присвоено звание «Народный самодеятельный коллектив». Это звание было подтверждено не единожды, коллектив носит его по сей день.
 
Нажмите, чтобы увидеть полное описание

34. Народный самодеятельный коллектив Оболенский народный хор 
(село Высокиничи, Жуковский район, Калужская область, руководитель — Александр Гришин)
 

В 1974 году было присвоено звание «Народный самодеятельный коллектив».
Коллектив основан в 1934 году. Является одним из старейших коллективов Калужской области: в 2021 году ему исполнилось 87 лет.

По путёвке райкома комсомола М. К. Чебуняева пришла работать в село Оболенское Высокиничского района заведующей избой-читальней. Страстная любительница народного пения, она сплотила вокруг себя таких же, как она самородков, передала им свой интерес к песенному творчеству, русскому слову и создала крепкий коллектив из 20 человек.

 Изба-читальня стала сельским клубом. Участники хора — жители ближайших деревень (Орехово, Шопино, Колышово, Караулово, Тиньково, Александровка) —пели в хоре целыми семьями. Первый концерт состоялся 1934 году, в день 17-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции. Народные песни в исполнении Оболенского хора звучали в Кремёнках, Высокиничах, Овчинино… 

Нажмите, чтобы увидеть полное описание

35. Подблюдные гадания Калужской области. Обряд святочных гаданий 

   Среди святочных гаданий особое место занимает так называемое «подблюдное» гадание, сопровождаемое короткими (от одной до десяти строк) подблюдными песнями.
     Подблюдные песни являлись частью святочных гаданий, исполнялись в период Святок, чаще всего под Старый Новый год (Васильев вечер, 31 декабря по новому стилю, 14 января по старому стилю) или под Крещение. Первое упоминание о подблюдных гаданиях появилось в публикациях конца XIX — начала ХХ веков. 
    Своими бесценными воспоминаниями об обряде поделились жительницы Хвастовичского района села Нехочи: Федулова Александра Никитьевна, 1914 г.р.; Федулова Прасковья Павловна, 1934 г.р.; Петрушина Надежда Федоровна, 1926 г.р.; Маркелова Ольга Александровна, 1928 г.р.; Орешкина Фёкла Васильевна, 1928 г.р.; Федулова Татьяна Григорьевна, 1931 г.р.; Шарапова Василиса Васильевна, 1918 г.р.  Также  в  тексте  прозвучат  слова  жительниц  д. Подбужье Хвастовичского района: Чеботарёва Нина Григорьевна (руководитель народного коллектива), Симоненкова Наталья Демьяновна, Духова Екатерина Михайловна, Власова Анна Ивановна, Духова Татьяна Ивановна, Деревяшкина Евдокия Семёновна, Стенкина Ольга Ефимовна, Бычкова Светлана Михайловна, Брусова Евдокия Ефимовна, Никонова Марфа Митрофановна. Помимо данных информантов, своими воспоминаниями поделились жительницы других районов. К сожалению, их имена утеряны.

Нажмите, чтобы увидеть полное описание

36. Обрядовые песни Козельского района Калужской области 
(На примере села Бере́зичи)
   Песенный фольклор, зафиксированный на территории Козельского района, в с.Березичи. включает в себя: Пасху (обряд), карагодные (хороводные) песни, обряд на Троицу, частушки, частично свадебный обряд и лирические песни.
    Исполнительницы обрядовых песен с.Березичи («казельскай», как говорили жительницы)
 

Али́мова Дарья Алексеевна 1922 г.р.
Бака́ева Александра Васильевна 1937 г.р.
Деми́дова Анна Ильинична 1922 г.р.
Засо́рина Алесандра Прокофьевна 1926 г.р.
Чехачё́ва Варвара Павловна 17.12.1924 г.р.
Нырко́ва Наталья Сергеевна 1922 г.р.
Золоторё́ва Мария Сергеевна

Обряды весенне-летнего периода охватывают временной интервал от Пасхи до дня Троицы. Обрядовый комплекс включает в себя музыкально-поэтические формы фольклора, имеющие различную жанровую природу и напрямую связанные с несколькими видами хореографического движения (карагоды и игры). 

Нажмите, чтобы увидеть полное описание

37. Творческое наследие певицы Малютиной Антонины Николаевны из деревни Ягло́во (городской округ г. Калуги, Калужская область)
 

Информант — Екатерина Алексеевна Фадеева.

История названия деревни

Деревня Ягло́во имеет древнее название, которое обозначало несколько слов: «скотина», «задранная медведем», «зарезанная волком». Деревня входила в состав имения села Росва. Имение села принадлежало князю Сергею Дмитриевичу Урусову. 

Собиратель песен

Екатерина Алексеевна Фадеева (внучка князя Сергея Дмитриевича Урусова) — Заслуженный врач России, ветеран Великой Отечественной войны, краевед,
родилась 1 октября 1918 года в селе Росва. В самом юном возрасте её увезли в Москву. 

Нажмите, чтобы увидеть полное описание

38. Фольклорный ансамбль «Калузя»
 

   

 

Действует на базе Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Детская школа искусств № 2 имени С. С. Туликова», г. Калуга.
Руководитель — Каргополова Марина Леонидовна.
Фольклорный (семейный) ансамбль «Калузя» образован в 1986 году.

   Изначально фольклорный коллектив состоял из дуэта Каргополовой Марины Леонидовны и Каргополова Сергея Анатольевича. Со временем состав коллектива расширялся и преобразовывался. У истоков также стояла Елена Павловна Усманова, которая впоследствии стала украшать участников коллектива прекрасными бисерными «репликами» гайтанов, ожере́лков, языков, воротников, созданных по этнографическим образцам района.

Нажмите, чтобы увидеть полное описание

39. Песенное наследие народного хора с. Пеневичи Хвастовичского района Калужской области 
 

Категория: Народное исполнительство / Вокальные жанры

Конфессиональная принадлежность: Православие

Этнос: Русские

Места бытования: Российская Федерация, Калужская область, Хвастовичский район, с. Пеневичи

Язык: Русский

Нажмите, чтобы увидеть полное описание
 

40. Женский праздничный головной убор д. Манино Людиновского района Калужской области (конец 18 века) 
 

 

 

объект: Женский головной убор Людиновского района Калужской области
место сьёмки: ГБУК КО «ДНТиК «Центральный», г. Калуга
автор и дата съёмки: Огородник А.А., 2022 г.

 

Нажмите, чтобы увидеть полное описание